Государство

Энергожадины

На прошлой неделе министр финансов Виктор Пинзеник поручил подведомственным учреждениям, предприятиям, вузам и финуправлениям до 10 февраля подготовить расчеты потребления ими электроэнергии и конкретные планы действий по энергосбережению. Однако с энергоаудитом предприятия могут не торопиться, поскольку денег на энергосбережение из бюджета выделять никто не собирается.

В бюджете-2006 на энерго­сбережение заложено 383 млн. грн. Как уточнил «ЭИ» министр финансов Виктор Пинзеник — 100 млн. по общему фонду и 283 млн. — по специальному. «Кроме того, возможно, на эти цели пойдут инвестиционные субвенции»,— добавил он. Сумма небольшая, но даже этим средствам не суждено попасть в экономику.


Статья 117 закона о госбюджете устанавливает специальный механизм расходования денег на энергосбережение. Однако министр финансов сообщил «ЭИ», что подписанный Президентом Виктором Ющенко бюджетный документ отличается от поданного Минфином в Верховную Раду. Реализовывать проекты по энергосбережению по первоначальному варианту бюджета планировалось путем предоставления льготных кредитов за счет государства посредством коммерческих банков. После депутатских правок банков оказалось только два: государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк. Г-н Пинзеник скептично отнесся к изменениям: «Хотелось бы привлечь большее количество банков к тендерам, ведь 400 млн. грн. — немалая сумма. Когда-то мы уже работали по такой схеме с Мировым банком. Минфин задает банкам направление — энергосбережение. Банк сам под свой риск находит кредитора. Перечень банков мы не трогаем. Образно говоря, мы умываем руки от ответственности за работу с кредиторами. Когда принято решение по проведению проекта, мы перечисляем средства банку. Мы лишь устанавливаем стандартные процедуры: определяем требования к ликвидности и ключевые условия кредитования. Это гарантия того, что деньги никогда не пропадут».


Используя средства на энергосбережение, Виктор Михайлович намеревался внедрить систему револьверного кредитования. «Такие расходы не делают проблем для будущего, поскольку они носят разовый характер. Мы их запустили, и они крутятся много лет. Возвращенные средства идут на финансирование аналогичных проектов»,— рассказал министр. Сумму в 400 млн. грн. главный финансист хотел бы разбить на мелкие проекты до 100 тыс. грн. Такие программы в общей массе, по убеждению г-на Пинзеника, дадут большую отдачу в экономике.


Виктор Михайлович уверен, что два государственных банка, любезно вписанные депутатами в бюджет, не справятся с такой задачей, а посему непременно нужно расширить круг коммерческих структур. Министр уточнил, что в ближайшем будущем будет требовать от парламента отмены данной нормы. Член бюджетного комитета, депутат Владимир Воюш возмущен недоверием Виктора Пинзеника к гос­структурам: «Браво! Находясь у власти в течение года, правительство так и не смогло должным образом организовать работу собственных банков».


Сами банкиры не видят логики в решении Верховной Рады. К примеру, первый зампред правления Правэкс-Банка Денис Басс подход депутатов к выбору банковских учреждений, призванных реализовывать программу энергосбережения, называет несправедливым. Г-н Басс убежден, что если парламентарии принимали решение, исходя из демократичных позывов, то должны были как минимум провести открытый тендер. Банкир недоумевает, почему в программе участвуют только государственные банки, которые «по многим вопросам не могут конкурировать с коммерческими? Изначально такая технология ущербна и нелиберальна, что в итоге может привести к развитию коррумпированных схем. Видимо, там что-то есть».


Г-н Воюш пояснил, что первоначальная схема, предложенная министром финансов, вызвала подозрение у депутатов: «У нас же так принято, что ни схема — пахнет коррупцией». Действие финансового изобретения г-на Пинзеника бюджетный комитет хочет сперва пронаблюдать на примере работы Минфина с Ощадбанком и Укрэксим­банком. Впрочем, Владимир Воюш допустил, что «мухлевать» бюджетными средствами немудрено и посредством госбанков.


Статья 117 закона о госбюджете-2006 содержит еще одно пикантное новшество, изрядно повеселившее Виктора Михайловича. Бюджетный комитет хочет согласовывать с правительством не только суммы, но и сам механизм расходования средств. Теперь каждый бюджетный расход на энергосбережение министр финансов должен согласовывать с и.о. главы бюджетного комитета Людмилой Супрун. После предновогодней истерии с принятием бюджета едва ли Виктор Михайлович обрадуется подобным беседам с Людмилой Павловной.


Удивительно, что большая часть опрошенных «ЭИ» предпринимателей о заложенных в бюджет деньгах на энергосбережение слыхом не слыхивала. Те же, кто знает, скептически относятся к объему средств: «Да что такое 400 млн. грн.?— вопрошает президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов. — Эти деньги заберут эксперты на разработку каких-то программ и проектов».


Впрочем, многие эксперты допускают, что 400 млн. грн. так и будут киснуть на счету Госказначейства. Владимир Воюш, например, считает вполне возможным такое развитие событий: «Запросто, они могут сделать все что угодно». В качестве примера депутат напомнил, что выделение средств на финансирование капитальных проектов в прошлом году правительство оттягивало до последнего дня. По его словам, на многие объекты средства поступили 30 января и, понятно, что не были использованы. «При таком отношении Минфина к расходованию средств и с бюджетом-2006 может произойти та же вакханалия»,— предупреждает депутат.

kryukova
Share
Published by
kryukova