Государство

Внутреннее дело международного масштаба

Колонка редактора

Я далек от намерения оправдывать Михаила Саакашвили. Если хоть одно обвинение Москвы в адрес Грузии, что ее войска занимались геноцидом осетин, подтвердится, бывший выпускник КИМО будет обязан ответить.

Но я точно так же далек от восторгов, которыми третий день подряд переполнена российская блогосфера,— не понимаю и вряд ли пойму, каким образом и с каких пор Цхинвали стал русским городом, который защищают от оккупантов московские войска, да еще при активном участии вооруженных объединений непризнанных республик Осетии и Абхазии.

Также меня сразу смутил следующий факт: первым на конфликт в Южной Осетии отреагировал не президент Дмитрий Медведев, а премьер Владимир Путин. Так, будто военные действия, которые соседняя страна ведет на своей же территории,— это внутреннее дело России. Тем самым Москва лишний раз дала понять, как ей дороги очаги напряжения, через которые можно держать в состоянии постоянного стресса своих непокорных соседей. Кроме того, лишний раз миру было продемонстрировано: ВВП остался у руля, а президент — лишь его слабая тень с гуманитарным акцентом.

Что, впрочем, для России является вполне нормальным явлением. Разговоры конца 90-х гг., что страна, дескать, устала от произвола денежных мешков, привели к власти человека, который сумел на волне чеченских кампаний сколотить себе такой политический капитал, что стал не просто властителем дум, но главной звездой российского шоу-бизнеса. Так сказать, и субъектом, и объектом государственной пропаганды. И я не удивлюсь, если осетинская кампания станет преддверием возвращения Владимира Владимировича в президентское кресло — на внеочередных выборах. Хотя может статься, он подождет, пока все шишки упадут на голову Дмитрия Анатольевича, занимаясь тем временем расчисткой наиболее привлекательных активов от назойливых олигархов. Те же, сдается, уже и сами готовы отдать все что ни попросят, хоть бы в покое оставили.

Кроме того, безусловно, развязав военный конфликт в Южной Осетии, Россия фактически поставила крест на планах Грузии как можно быстрее присоединиться к Плану действий по членству (ПДЧ) в НАТО. Общеизвестно, что альянс не принимает в свои ряды тех, у кого есть нерешенные территориальные проблемы. Но для Тбилиси и, в частности, Киева такое исключение могли сделать, даже в конце текущего года. Теперь можно не сомневаться — вопрос ПДЧ будет перенесен на некую весьма отдаленную перспективу. Российская внешняя политика одержала очередную победу.

И нам следует как можно тщательнее анализировать ситуацию и делать неутешительные для себя выводы. Членство в НАТО, быть может, и способно уберечь Украину от военных конфликтов, но никак не поможет решить вечные вопросы соседства с Россией.

podlutskiy
Share
Published by
podlutskiy