В феврале с.г. произошло событие, которое серьезно повлияло на расклад сил в судебных и околосудебных плоскостях
Разблокирование ВСЮ
В начале февраля 2008 г. произошло событие, которое не имело прямого отношения к комитету по правосудию, однако серьезно повлияло на расклад сил в судебных и околосудебных плоскостях. Именно оно стало символической отправной точкой, ознаменовавшей всестороннее наступление Партии регионов (ПР) и Секретариата президента на председателя Верховного суда (ВС) Василия Онопенко и его команду.
Впоследствии ударным ядром этого наступления суждено было стать именно комитету по правосудию. 8 февраля состоялось фактическое разблокирование Высшего совета юстиции (ВСЮ). В этот день был достигнут компромисс между председателем ВСЮ Лидией Изовитовой, замглавы Секретариата президента Игорем Пукшиным, министром юстиции Николаем Онищуком (член ВСЮ по должности) и генпрокурором Александром Медведько (член ВСЮ по должности): в случае, если ВСЮ признает легитимным кворум не из 13, а из 14 человек, президентская квота готова начать конструктивную работу в совете. Прочие требования главе ВСЮ удалось отложить в длинный ящик.
По данным «і», госпожа Изовитова отмечала, что при кворуме из 13 человек были рекомендованы к назначению около тысячи судей. И если признать правильным кворум из 14 человек, легитимность назначения этих судей ставится под сомнение. Однако господин Онищук напирал на корпоративный судейский дух, который не даст событиям развиваться таким образом. Забегая наперед, следует отметить, что за истекшие полгода были известны случаи, когда судей торпедировали именно таким образом.
Следует отметить, что немного раньше упомянутой выше встречи Василий Онопенко потерял доступ к телу президента не только в физическом, но и в телефонном смысле. Согласившись на разблокирование ВСЮ, президентская команда фактически завершила разрыв отношений с председателем ВС и объявила ему войну.
В то же время блокирование ВСЮ, начавшееся в мае прошлого года, было совместной акцией окружения президента и руководства ВС. В процессе разгона Рады V созыва конфликтные стороны последовательно уничтожали все государственные органы, в которых правили бал оппоненты. Здесь можно вспомнить о судьбе Центризбиркома, Конституционного суда (КС) и прочих ведомств. Секретариат президента топтался по всему, что могло перевести решение конфликта из политической плоскости в юридическую или было вотчиной регионалов и их союзников. В том числе на пути к проведению внеочередных выборов стал ВСЮ. Ранее уже говорилось о том, что позиции регионалов в этом органе были весьма крепки.
Президентским бойцам могло, к примеру, очень не понравиться сверхбыстрое снятие с должности судьи Игоря Гаврилюка из Феодосии. Напомним, что господин Гаврилюк отменил определение своего коллеги по суду, которым тот остановил действие указа президента о роспуске парламента. В процедуре увольнения этого судьи был задействован и ВСЮ, а нити всего процесса держал в своих руках Сергей Кивалов.
О том, что ВСЮ во время прошлогоднего политического кризиса участвовал в нескольких политических увольнениях судей, дипломатично намекал в интервью «і» уволенный президентом член ВСЮ Александр Задорожний (сейчас он оспаривает свое увольнение в суде). По его словам, решения ВСЮ были настолько политическими, насколько политическими были решения уволенных судей.
Поэтому решение Секретариата президента по блокированию ВСЮ не должно вызывать удивления. При этом руководство ВС примкнуло к президенту, поскольку считало, что ВСЮ превратился во враждебную для судебной системы структуру и представляет реальную угрозу судейскому корпусу. Со временем, когда страсти поутихли, Виктор Ющенко начал проявлять активный интерес к разблокированию ВСЮ. Глава государства больше не хотел игнорировать тот факт, что в этом органе накопились документы на несколько сотен неназначенных судей, назначить которых должен именно президент. В том числе не могли назначиться сестра Игоря Пукшина — Людмила Пукшина, дочь бывшего министра экологии Василия Джарты (ПР) — Виктория Джарты, а также другие интересные люди. С другой стороны, негласный альянс Секретариата президента и ПР ни для кого не был секретом. Равно как и их стремление сделать что-нибудь с президентскими амбициями Юлии Тимошенко. Поэтому прошлое Василия Онопенко, имеющее глубокие корни в БЮТ, не давало спокойно спать ни Виктору Ющенко, ни лидерам ПР.
Еще один важный штрих. Приблизительно в это время состоялась встреча Василия Онопенко и Андрея Портнова, на которой и произошло их перемирие. С этого момента господин Портнов больше не переходил на жесткую критику как в отношении председателя ВС, так и судебной системы в целом. По сути, это означало, что Юлия Тимошенко снова нашла общий язык с Василием Онопенко, а сам господин Онопенко более чем нуждался в этом общем языке.
Изменения в ХПК = контроль за «Днепрэнерго»
С середины февраля с.г. в деятельности комитета Рады по правосудию все больше начинает проявляться еще один важный фактор — «Днепрэнерго». При этом само «Днепрэнерго» выступает в определенной мере символом, объединяющим в себе и все прочие денежные хоздела, окончательную точку в которых набирался смелости ставить ВС.
Напомним, что за эту энергогенерирующую компанию сражаются предприятия, которые относятся к сфере влияний Рината Ахметова и группы «Приват». В результате допэмиссии Донбасская топливно-энергетическая компания (входит в состав СКМ) получила оперативный контроль над предприятием, поскольку доля государства была уменьшена с 76% до 50%+1 акция, а доля ДТЭК увеличилась до 44,28%. Законность допэмиссии и стала предметом жестких судебных разбирательств.
Суд первой инстанции вынес решение в пользу ДТЭК, апелляционный суд занял противоположную позицию, в то время как Высший хозсуд Украины (ВХСУ) подтвердил правильность решения суда первой инстанции.
И вот в феврале дело по «Днепрэнерго» оказывается в ВС. При этом независимые наблюдатели в один голос утверждали, что спорить-то особо и не о чем — согласно украинскому законодательству, допэмиссию проводить нельзя, если предприятие находится в процессе банкротства. Но, как говорится, что позволено Юпитеру, то не позволено быку.
При помощи комитета по правосудию на Василия Онопенко началось оказываться все возрастающее давление. Началом этого давления можно считать 12 февраля, когда регионалы попытались провести через Раду законопроект №0893, вносящий изменения в Хозяйственно-процессуальный кодекс (ХПК). Авторами законопроекта значились экс-председатель ВХСУ Дмитрий Притыка (ПР), председатель комитета по правосудию Сергей Кивалов и Андрей Портнов (БЮТ). Последний уже вовсю открещивался от своего участия в этом документе, утверждая, что в него были внесены концептуальные правки, которые не совместимы с изначальной идеей законопроекта.
А реальных идей, как тогда утверждали бютовцы, было всего-то две. Во-первых, лишить ВС статуса кассационного органа и уменьшить количество исключительных обстоятельств, по которым ВС может пересмотреть решения ВХСУ, с пяти до двух. Во-вторых, обязать ВС закрыть все производства по решениям ВХСУ сразу после положительного голосования за изменения в ХПК (дело по «Днепрэнерго» было уже взято в производство ВС). По поводу второго момента прямо в зале заседаний возмущался Юрий Ключковский (НУНС), поскольку речь фактически шла о том, что закон получает обратную силу.
В итоге 12 февраля регионалам не хватило всего двух голосов за принятие злосчастных изменений в ХПК во втором чтении и в целом (голосовали фракции ПР, Блока Литвина, коммунистов и с десяток депутатов от НУНС). Было принято решение отправить законопроект на повторное второе чтение.
13 февраля на очередном заседании комитета по правосудию регионалы под руководством Сергея Кивалова попытались мгновенно протащить законопроект для голосования 14 февраля, однако бютовцам удалось заблокировать эту инициативу. Документ был отложен в долгий ящик, где он лежит и поныне.
При этом стоит отметить, что Сергей Кивалов заблокировал движение всех законопроектов, в принятии которых кровно было заинтересовано руководство ВС.
Сергей Кивалов увольняет Василия Онопенко
Следующий ключевой эпизод — это попытка увольнения председателя ВС Василия Онопенко с подачи комитета по правосудию. Это была часть кампании по давлению на ВС с целью закрепления «Днепрэнерго» в руках ДТЭК.
5 марта было решено провести прямо на комитете разбор полетов по поводу блокирования ВСЮ. С участием всех причастных лиц — председателя ВС Василия Онопенко, главы ВСЮ Лидии Изовитовой и т.д.
Регионалы быстро вспомнили о рабочей группе, которая в конце декабря 2007 г. была создана по инициативе Андрея Портнова для расследования причин блокирования ВСЮ и присвоения Советом судей полномочий по назначению руководителей судов. Уже тогда легко прогнозировалось, что выводы рабочей группы сильно не понравятся Василию Онопенко.
Хотя рабочая группа так ни разу и не собиралась, входящие в нее регионалы Валерий Бондик и Вадим Колесниченко от имени рабочей группы состряпали проект решения комитета. В документе значилась рекомендация пленуму ВС уволить председателя ВС Василия Онопенко.
В это же время начали крейсировать слухи, что ведется обработка пленума ВС — органа, который назначает и увольняет председателя ВС. Если бы комитет рекомендовал пленуму уволить господина Онопенко, то, как утверждают некоторые бютовцы, в пленуме нашлись бы люди, которые бы подняли этот вопрос на заседании пленума.
Сама затея провалилась из-за плохой явки представителей ПР, но психологический стресс у Василия Онопенко был еще тот — раньше никто публично не ставил вопрос о его увольнении. Именно на этом заседании господин Онопенко публично пообещал, что вернется в ВСЮ и будет принимать участие в заседаниях. Несколько ранее председатель ВС начал налаживать конструктивные и даже дружеские отношения с Лидией Изовитовой, которую нещадно критиковал в течение 2007 г.
5 мая можно было также воочию убедиться в монолитной поддержке, которую БЮТ оказывает Василию Онопенко. В отличие от регионалов, бютовцы явились в самом что ни на есть полном составе. Пришел даже Евгений Корнийчук, который уже несколько месяцев работал первым замминистра юстиции, но Рада с него почему-то не снимала депутатских полномочий.
При этом следует отметить, что комитет формально не прекратил деятельность рабочей группы, инициированной Андреем Портновым. А раз ружье осталось на сцене, оно обязательно должно выстрелить.
Как комитет 700 судей назначал, или Бютовцы увольняют Кивалова
К марту в комитете по правосудию сложилась трагически-анекдотичная ситуация, которая в полной мере проиллюстрировала отношение этого органа к судьям и их проблемам.
Из-за роспуска Рады в прошлом году почти на год прервался процесс бессрочного назначения судей. Из-за этого в комитете по правосудию к середине января с.г. накопились документы на назначение около 700 судей в суды разных уровней. Однако из описанного выше должно быть понятно, что у парламентариев были дела поважнее, чем какие-то там неназначенные судьи. Народные избранники доигрались до того, что в середине марта этого года в некоторых регионах страны, по сути, исчезла судебная власть. В Богунском райсуде Житомира и Овруцком райсуде Житомирской области не было ни одного полномочного судьи. С 4 апреля к ним добавился еще и Дворичанский райсуд Харьковской области. В двух десятках украинских судов было всего по одному полномочному судье. В то же время некоторые крупные горсуды недосчитывались более половины, а то и двух третей судей, способных отправлять правосудие.
Сам Сергей Кивалов отмечал, что публикация этой информации в «і» побудила руководство комитета больше внимания уделить данной проблеме. И действительно, Юрий Кармазин и Юрий Бут провели ревизию всех неназначенных судей, а в самом комитете согласовали график интенсивного назначения будущих вершителей правосудия.
Но вот незадача — 28 марта семеро народных депутатов обратились к спикеру Арсению Яценюку с требованием уволить Сергея Кивалова с должности председателя комитета по правосудию. Авторы обращения — депутаты от БЮТ Елена Шустик, Анжелика Лабунская, Сергей Соболев (все — члены комитета по правосудию), а также депутаты от НУНС Ярослав Кендзьор, Владимир Стретович, Роман Зварыч и Руслан Князевич. Парламентарии выдвигали семь пунктов обвинения в отношении Сергея Кивалова и его деятельности при руководстве комитетом по правосудию (см. справку).
Господин Кивалов в это время серьезно травмировался при игре в волейбол, но такого выпада пропустить не мог. И неожиданно 2 апреля комитет не собирает кворум — не было ни одного регионала. Также отсутствовали коммунист Леонид Грач и литвиновец Николай Рудченко. Хотя на это заседание пришел лично Василий Онопенко, чтобы освятить назначение шестерых новых судей ВС. Также более сотни других кандидатов на должность судьи толпились в коридоре. На этом заседании у господина Онопенко откровенно сдали нервы.
В итоге регламентный комитет, возглавляемый регионалом Александром Ефремовым, не нашел оснований для увольнения Сергея Кивалова. А проведение судей через комитет перенеслось на неопределенный срок.
Случайность это или нет, но попытка уволить господина Кивалова имела еще один глобальный эффект. Именно в эти дни из разных источников стала поступать информация о том, что в движение приходит президентский вариант судебно-правовой реформы. Принятие этих документов во втором чтении и в целом лишит ВС и его председателя Василия Онопенко весомой доли полномочий в судебной системе. В противовес этому новые сферы влияния в судебном мире откроются для президента — ему вернутся полномочия по назначению руководителей судов. Сама судебно-правовая реформа продвигается совместными усилиями Секретариата президента и ПР и нацелена на то, чтобы выбить главный козырь влияния БЮТ на суды. «і» неоднократно освещали ход данной реформы, которая так и не была рассмотрена на последней пленарной неделе завершившейся парламентской сессии.
Основные сражения вокруг законопроекта перенесены на осень этого года. Пока же между сторонами идут ожесточенные торги. В качестве предмета торга не так давно всплывали изменения в ХПК, о которых уже говорилось выше. Но бютовцы сняли этот законопроект с рассмотрения в комитете.
А судьи… Ну а что судьи? По разным причинам суды с критической нехваткой судей вынуждены были ждать аж до 22 мая этого года, пока парламентарии вдоволь наиграются в свои игры, а Рада соизволит проголосовать и частично решить сложившуюся проблему.
Обвинения подписантов обращения в отношении Сергея Кивалова:
1. Нарушение порядка проведения заседания комитета при создании рабочей группы, которая должна была расследовать ситуацию с блокированием ВСЮ, а также события, приведшие к нынешней схеме назначения судей на админдолжности.
2. Выдача противоправного распоряжения о создании упомянутой рабочей группы, за неимением таких полномочий.
3. Нарушение принципов деятельности комитета по правосудию и организации его работы во время комитетских слушаний по поводу блокирования ВСЮ.
4. Нарушение регламента Рады при подготовке ко второму чтению изменений в хозяйственно-процессуальный кодекс (законопроект №0893).
5. Санкционирование противоправной проверки Стрыйского горрайонного суда Львовской области членами комитета, хотя парламентский комитет не имеет права на такие проверки.
6. Планирование выездного заседания комитета во Львове по вопросу состояния осуществления правосудия во Львовской области, что является вмешательством в деятельность судебной власти.
7. Противоправные действия в виде предложения Раде избрать на должности судей бессрочно Украинец Л.И. и Федюшина Н.В., которые не значились в проекте постановления.
* Начало в №134 (897)
от 4 августа 2008 г.