Государство

О старости и пене дней

Колонка редактора

Сегодня мне придется встать пораньше, чтобы успеть на пресс-завтрак с главой Гостаможни Валерием Хорошковским. Первым вопросом, который я ему задам за третьей (первые две выпью дома) чашкой крепкого зеленого чая: скоро ли Валерий Иванович вернется в большую политику? Ибо странные по этому поводу разговоры ходят по парламенту.

Впрочем, чего только не услышишь в кулуарах нашего высокого законодательного собрания. Вот про перебежчика из БЮТ Игоря Рыбакова последние несколько дней такое рассказывают, что аж странно становится: и как такого взяли в «Белое братство» Юлии Владимировны? И такой он, и сякой, и темными делишками на границе себе на безбедную жизнь зарабатывает, и вообще — кабинет ему Виктор Балога в кабинете на Банковой пригрел. Как тут не вспомнить времена не столь отдаленные — и о которых не очень-то любит на публике вспоминать Владимир Литвин (кто не помнит, это спикер Рады IV созыва, возведенный в это кресло большинством, собранным жесткими методами людьми из президентской администрации) — когда депутаты с Грушевского, 5, шеренгами ходили в тогда еще администрацию президента, казалось, что вечного, Леонида Кучмы. Бывало, сидишь с коллегами в офисе на Банковой, 10/1, а депутаты мимо окна — туда-сюда, туда-сюда. Снуют. Значит, в Раде какое-то для Главного важное голосование, думаем.

Но это так, ностальгия по временам ушедшим. «Теперь другой расклад, дороги нет назад». Ющенко — не Кучма (хотя, наверняка, хочется). Балога — не Медведчук (потому что не адвокат). Янукович — не премьер (ибо не срослось). И только Тимошенко — вечный лидер оппозиции (а как иначе?).

Только слова о невозможности носить белые перчатки и заниматься политикой звучат так, будто сказаны в самое ухо три секунды назад. Это высказывание принято приписывать премьеру Великобритании Уинстону Черчиллю. Но сдается, эти слова столь же стары, как греческие полисы с их мастерством интриг, уничтожившим эту цивилизацию в считанные десятилетия.

Потому сегодня перед тем, как выходить из дому и ехать на пресс-завтрак, я позвоню своему другу, философу и историку, чтобы поговорить полчаса с умнейшим человеком (жаль, что не с самим собой) о возможных путях развития Украины. «Да брось ты этот пафос,— скажет мне с грустной ухмылкой друг, как говорим мы это друг другу не первый год.— Пока в этой стране не будут ценить умных и талантливых людей, никакого будущего у нее не будет. Как нет сейчас и не было раньше».

Эти простые и точные слова я буду повторять и сегодня, и завтра, и всегда — до своей глубокой, надеюсь, старости. Когда любые политические игры будут ясно восприниматься тем, что они есть — мутной пеной дней.

podlutskiy
Share
Published by
podlutskiy