Кабмин намерен потребовать у российских судовладельцев компенсацию за загрязнение Керченского пролива. Если не получится путем мирового соглашения, то через международные суды
Кабмин намерен потребовать у российских судовладельцев компенсацию за загрязнение Керченского пролива. Если не получится путем мирового соглашения, то через международные суды.
Решение было оглашено на заседании Госкомиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций под председательством первого вице-премьера Александра Турчинова.
Советник-посланник посольства России в Украине Всеволод Лоскутов считает, что все вопросы должны рассматриваться в концепции двусторонних переговоров. «Надо еще определить, кто виновен в том или ином случае и кто должен понести материальную ответственность, выяснить саму степень ответственности. Тем более что была создана совместная комиссия после этих трагических событий,— заявил «і» господин Лоскутов.— Раньше работа по решению данной проблемы велась. Но в силу политических событий, которые в последнее время охватили Украину, она, видимо, была приостановлена. Сейчас, полагаю, переговоры снова возобновятся».
Инна Богословская, народный депутат от Партии регионов, убеждена, что до выяснения всех формальностей невозможно охарактеризовать решение Госкомиссии Александра Турчинова как иск к государству Россия. «Существует морское право, которое четко предусматривает, как проводятся подобные выплаты,— заявила «і» парламентарий.— Говорить об этом огульно как об ответственности государства можно только в очень узком количестве случаев».
Директор центра политических технологий Алексей Макаркин (Москва) напомнил, что решение подобных международных конфликтов происходит по одной схеме. «Ведутся переговоры между соответствующими сторонами. Одна сторона представит свои цифры ущерба, другая предложит иной подход. Как правило, сторона-ответчик отрицает сумму, которую ей предъявляют. Если компромисс не выходит, конфликт разрешают международные судебные организации»,— сказал «і» эксперт. Он отметил, что решение данного вопроса может включать и политический фактор: «В 2009 г. ожидается резкое повышение цен на энергоносители, которое распространится и на Украину. Допустим, украинская сторона может снизить свои претензии в обмен на какие-то уступки в газовом вопросе. Не надо забывать, что Украина в ближайшее время завершит вступление в ВТО и России придется вести с ней переговоры».
Председатель комитета Рады по таможенной и налоговой политике Сергей Терехин (БЮТ) заявил «і», что, как правило, компенсации выплачиваются добровольно. «Морское законодательство, в котором принимает участие и Украина с Россией, предусматривает порядок разрешения такого рода вопросов. При нормальных отношениях между странами должно происходить именно так — это мировая практика,— говорит депутат.— Но тот факт, что украинское правительство приняло решение выделить бюджетные средства на очищение загрязнения в Керченском проливе, по-моему, говорит об отказе официальных властей России принимать участие в исправлении этой экологической беды».
11 ноября 2007 г. во время шторма в Керченском проливе и в Черном море потерпели крушение 12 судов, из них восемь российских. Четыре судна, в том числе российские сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель», затонули, шесть судов, включая две российские баржи «Дика» и «Деметра», и плавкран «Севастополец», сорвались с якорей и сели на мель, а два российских танкера «Волгонефть-123» и «Волгонефть-139» получили повреждения. Из «Волгонефти-139» в воду попало около 2 тыс. т мазута, а на борту «Вольногорска» и «Нахичевани» находилось более 2,4 тыс. т серы.