Государство

Из темноты подземной

22 ноября за горячим правительственным телефоном находился министр угольной промышленности Виктор Тополов. Он сообщил, что уже подготовлен законопроект об особенностях приватизации угольной промышленности, что продавать готов в первую очередь убыточные шахты. И что выступает против госдотаций частным угольным предприятиям.



Для журналистов угольный министр по-прежнему остается достаточно закрытым человеком. Поэтому, хотя телефон звонил не умолкая, не воспользоваться возможностью пообщаться с главой недавно созданного министерства было просто грех.


О том, что должен быть подготовлен перечень угольных предприятий, которые будут приватизированы, СМИ уже сообщали. Однако без конкретики. Этот вопрос г-н Тополов оставил без ответа и в этот раз. В то же время он подчеркнул, что является «ярым сторонником» приватизации в угольной отрасли (мол, только реальный собственник контролирует каждую копейку), но таким же ярым противником приватизации, от которой страдают люди. В качестве отрицательного примера он привел ситуацию в «Александрияугле», в свое время переданном в аренду коммерческим структурам.


Поэтому пока он «никуда не собирается торопиться». Приватизация будет возможна только при наличии реальных инструментов воздействия на недобросовестных инвесторов.


На вопрос «ЭИ», оправдала ли себя приватизация «Павлоградугля» и «Краснодонугля», проданных в прошлом году, г-н Тополов отметил, что «не имеет возможности очень глубоко знать, что происходит там с восстановлением фронта работ, но показатели у них хорошие».


Законопроект об особенностях приватизации угольной промышленности, которым как раз и предполагается решить все вопросы, вплоть до порядка закрытия частных шахт, Минуглепром уже подготовил. (Как утверждают знающие люди, он предусматривает, что закрывать частную шахту должен ее собственник. И это очень важно, поскольку шахта требует существенных затрат еще долго после того, как перестанет давать уголь). По словам министра, сейчас этот законопроект уже «по второму кругу» проходит согласование с министерствами и ведомствами, облгосадминистрациями и профсоюзами. В ВР он, скорее всего, попадет уже после новогодних праздников.


И в первую очередь, по мнению г-на Тополова, должны быть приватизированы именно убыточные шахты. Но как оно будет на самом деле, неизвестно. Желающих взять убыточные шахты при наличии государственной поддержки, как отметил министр, очень много, а реальных инвесторов, готовых вкладывать деньги, нет. Между тем, именно вложение средств в угольное предприятие, предусмотренное в инвестиционных обязательствах, является главной задачей планируемой приватизации. При этом г-н Тополов категорически против предоставления госдотаций частным угольным предприятиям.


…Один из больных вопросов угольной отрасли — цены. С одной стороны, чем они выше, тем меньше убытки угольных предприятий и необходимость господдержки. С другой — рост цен отражается на сбыте. В этом году подорожание коксующихся углей создало проблему затоваривания складов угольных предприятий, поскольку металлурги покупать сырье отказывались.


В начале августа ликвидируемая НАК «Уголь Украины» и «Укркокс» подписали протокол о 18%-ном снижении цен на коксующиеся угли в течение трех месяцев. Однако проблему затоваренности складов это решило частично. Сегодня металлурги снова ставят вопрос о снижении цен из-за ситуации на рынке металла.


Поэтому министр считает, что «если не будут выписаны инструменты взаимодействия между предприятиями разных форм собственности, с монополиями, которые образуются на базе картельного или какого-то юридического соглашения, будущего впереди нет». Например, взаимодействия с «Укруглемашем», который поставляет оборудование для угольных предприятий, а также с государственными энергетическими компаниями и предприятиями, потребляющими коксующиеся угли. По словам министра, «беда украинской угольной промышленности состоит в том, что она, в отличие, к примеру, от российской, не может бороться с тем, что происходит внутри страны путем поставок углей за рубеж». Причина — качество угля, в частности, содержание серы, которое не соответствует европейским требованиям. Поэтому угольные предприятия Украины, особенно добывающие коксующиеся угли, ориентированы только на внутренний рынок. И без правильного управления ценнообразованием отрасли существовать невозможно, считает министр.

antohina
Share
Published by
antohina