2 ноября президент России Владимир Путин, пребывая в Нидерландах, призывал голландцев поучаствовать в российско-германском проекте строительства газопровода по дну Балтийского моря. Шум, поднятый прибалтами и поляками из-за угрозы российско-немецкого сговора, встревожил г-на Путина. Ситуацию усугубило обещание без пяти минут канцлера Германии Ангелы Меркель разобраться с проектом СЕГ. Если Германия изменит свою позицию по газопроводу, Россия лишится возможности шантажировать Украину, Польшу и Прибалтику строительством обходных путей поставки «голубого топлива» в ЕС.
Гостивший намедни в Берлине президент Литвы Валдас Адамкус на встрече с единственным претендентом на место канцлера Германии Ангелой Меркель пожаловался на негативные последствия строительства СЕГ по дну Балтийского моря. Литовский президент был услышан. Во время парламентских выборов г-жа Меркель только наблюдала, как ее соперник Герхард Шредер рассуждал о выгодах для Германии прямых поставок газа из России. Несмотря на достигнутые договоренности по строительству СЕГ, г-н Шредер выборы проиграл. Фрау Меркель родом из бывшей ГДР и знает о последствиях дружбы с Кремлем. «Россия может пытаться использовать этот проект как инструмент политического давления»,— заявила г-жа Меркель г-ну Адамкусу и пообещала разобраться.
В сентябре, когда подписывались документы по строительству СЕГ, Польша, Латвия и Литва подвергли Германию и Россию резкой критике и даже успели обозвать проект «пактом Шредера-Путина». По мнению Варшавы, строительство СЕГ ущемляет интересы Польши как транзитной страны (см. «ЭИ» №224). Варшава также блюдет интересы соседей, кивая в сторону Украины, которая, по ее мнению, многое теряет от реализации проекта СЕГ. Киев пока молчит.
Активность прибалтов и поляков заставила Владимира Путина более усердно искать сторонников СЕГ в Европе. В Гааге г-н Путин на совместной пресс-конференции с премьер-министром Нидерландов Яном Петером Балкененде заявил о заинтересованности в расширении участников СЕГ. По его словам, этот проект гораздо более грандиозный, чем просто прокладка трубопровода. «Это и строительство дополнительных газохранилищ на территории европейских стран, включая Нидерланды, это и строительство дополнительных коммуникаций по дну Балтийского моря из Нидерландов в другие страны, включая Великобританию»,— подчеркнул г-н Путин. Нидерландскому премьеру предложения Владимира Путина явно понравились. «Нидерланды очень заинтересованы в проекте прокладки газопровода через Балтийское море для обеспечения притока энергоресурсов»,— сказал г-н Балкененде.
Существующая система газопроводов не дает возможности россиянам поставлять газ в обход Украины, Беларуси, Польши и прибалтийских стран. Проектами альтернативных газопроводов россияне пугают Украину уже давно, ныне же к вопросу решили подойти глобально и обойтись без поляков и украинцев в поставках газа. Судьба проекта сейчас в руках г-жи Меркель.
Народный депутат, председатель подкомитета Комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Гудыма уверен, что Украине выгодно изменение позиции Германии. «У Ангелы Меркель несколько другое видение энергетической безопасности страны, чем у Шредера. Берлин попытается уменьшить свою зависимость от импорта нефти и газа из России, согласно требованиям Европейской энергетической хартии (ЕЭХ) до 1/3»,— считает г-н Гудыма. В России несколько иное отношение к ЕЭХ. По мнению директора Центра проблем управления предприятиями топливно-энергетической и добывающей промышленности Международного НИИ проблем управления (Москва) Олега Фоменко, «Россия не ратифицирует Договор к энергетической хартии (ДЭХ) потому, что существует много нерешенных проблем, в том числе и тех, которые препятствуют России занять соответствующее своим энергетическим ресурсам место в международном транзите». Политолог Дмитрий Выдрин считает, что в любом случае Россия вынуждена будет использовать ресурс Украины для поддержания баланса поставок газа в Европу. Эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин отметил, что «с уходом Шредера «газовые» связи России и Германии ослабнут. Намерения Владимира Путина привлечь новых участников к проекту СЕГ преждевременны, они будут уместны после завершения постройки СЕГ до Германии. Главным испытанием СЕГ станет экологическая экспертиза проекта по требованию прибалтийских государств».
СЕГ — проект газопровода протяженностью 2100 км (900 км по суше, 1200 км по дну моря), мощность — 30-55 млрд. куб. м в год. Транзит российского газа через Польшу в 2004 г. — 30 млрд. куб. м. Транзит газа через Украину в прошлом году составил 120 млрд. куб. м.
Предполагаемые затраты на реализацию проекта — $8 млрд. Германия — крупнейший потребитель природного газа в Европе. Около 40% используемого немцами «голубого топлива» происхождением из России.