Участникам вчерашней конференции «Социальная политика: реформирование или консервация?» было за что критиковать социальную политику и нынешнего, и предыдущего правительств. Ведь население, несмотря на оптимистичные официальные показатели роста его благосостояния, утверждает обратное. Депутаты, чиновники, иностранные гости-участники конференции предложили свое видение путей совершенствования госполитики в этой сфере.
Директор департамента стратегии социального развития Министерства труда и социальной политики Валентина Латик говорила языком цифр. А они свидетельствовали о постоянном и неуклонном росте уровня жизни украинского народа. Так, по данным Министерства, средняя зарплата в Украине по состоянию на 1 сентября достигла 831 грн. (почти 163 у.е. — Авт.), тогда как в начале года она составляла 640 грн. Минимальная зарплата увеличилась с 262 до 332 грн., средняя пенсия — с 316 грн. до 381 грн. Самым значительным достижением новой власти г-жа Латик назвала одиннадцатикратное увеличение помощи при рождении ребенка: аж до 8,5 тыс. грн.
Казалось бы, все должны быть довольны. Ан, нет. По данным опроса общественного мнения, население не столь оптимистично в оценках собственных финансовых возможностей. Аналитик Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Александр Литвиненко сообщил, что почти все опрошенные утверждают, что ни в феврале, ни в августе их благосостояние не улучшилось. Более того, наши сограждане, проявляющие недюжинную экономическую и политическую сознательность, в большинстве своем считают неоправданной и неэффективной социальную политику, ориентированную лишь на обеспечение малоимущих.
Другие, столь же неутешительные данные привела директор аналитического центра «Академия» Александра Кужель. Она подвергла жесткой критике социальную политику правительства Юлии Тимошенко: задолженность по зарплате возросла в 16 раз, а фонды социального страхования в отличие от прошлого года перестали быть профицитными — их казну изрядно «разгрузили» выплаты при рождении ребенка. В результате в следующем году придется сократить количество средств на санитарно-курортное оздоровление, отказаться от новогодних подарков. Г-жа Кужель также обратила внимание еще на один парадокс. Никак не могла она понять, почему нужно 11 месяцев выплачивать пособие по безработице и только потом отправлять на переквалификацию (к примеру, компьютерные курсы). «Мы не должны прикармливать подачками безработных. Нам, прежде всего, необходимо повышать образованность и информированность населения. А он у нас оценивается на уровне 1994 года — 8%», — убеждала присутствующих г-жа Кужель. Деньги Фонда социального страхования по безработице необходимо тратить на приобретение компьютеров, на организацию программ профессиональной переподготовки. «Безработные должны в течение трех месяцев получить новую специальность и идти работать, а не сидеть 11 месяцев на пособии», — поделилась своим видением г-жа Кужель.
Это предложение оказалось несколько созвучным с опытом Нидерландов. Присутствующий на конференции советник министра социальной политики этого европейского государства Джерон де Грааф рассказал, что еще пару лет назад проблема безработицы у них была чрезвычайно острой. Получать пособие было выгоднее, чем работать. «Тогда мы решили стимулировать местные власти, чтобы те создавали рабочие места. Для этого правительство наделило их большими полномочиями, в том числе в распоряжении бюджетными средствами. В результате они стали больше заинтересованы в увеличении поступлений в бюджет. Были созданы условия, когда, например, инвалидам стало выгоднее переквалифицироваться и работать, чем получать пособие по инвалидности».
Все участники конференции сошлись в том, что социальную политику нужно реформировать, и что механическое повышение пенсий без экономических на то оснований довело и Пенсионный фонд, и фонды социального страхования до кризиса, т.е. до постоянно растущего профицита. Это подтвердила и представитель Минтруда г-жа Латик, однако она не назвала объем дефицита этих фондов (очевидно, чтобы не сеять панику. — Авт.). Только посетовала, что нынешнему министру социальной политики Ивану Саханю сейчас «очень трудно». Наверное, труднее, чем народу.