Государство

Тарас Стецькив: «Византийский стиль в нашей политике может привести к тому, что не будет никакой коалиции»

"НУНСО могла набрать 18-20% на внеочередных выборах в Раду, если бы построила свою кампанию на образе Виктора Ющенко"

Тарас Стецькив (№29 в списке «Нашей Украины — Народной самообороны» (НУНСО) полагает, что его политическая сила могла набрать 18-20% на внеочередных выборах в Раду, если бы построила свою кампанию на образе действенного президента Виктора Ющенко.

Вопрос: Какой была реакция в центральном штабе вашего блока, когда стало ясно, что вы не набираете 18-20%?

Ответ: Мне это было понятно изначально. Я не раз говорил, что не могут лозунги об отмене депутатских льгот и неприкосновенности дать нам этот процент. А большинству коллег это стало понятнов конце августа. Нам следовало не просто размещать президента Виктора Ющенко на бигбордах и в телевизионных роликах, нужно было показать действующегоглаву государства. Я настаивал на том, что он должен был вмешаться и разоблачить газовые махинации Юрия Бойко и Виктора Януковича, о которых было известно экономическому блоку секретариата президента задолго до оглашения долга перед «Газпромом».

В: Но есть мнение, что Виктор Ющенко сам заинтересован в работе RosUkrEnergo (RUE), совладелец которой — Дмитрий Фирташ — до вхождения RUE на рынок бывал у главы государства.

О: Нельзя делать выводы только на основании того, что какой-либо бизнесмен бывает у президента. В 2007 г. у секретариата и Совета национальной безопасности и обороны были вседанные, чтобы вскрыть газовые аферы. Нужно было вызвать на ковер Бойко и руководство «Нефтегаза» и уничтожить схемы, благодаря которым RUE за счет украинских потребителей зарабатывает $13 на каждой тыс. куб. м газа. Этого не произошло, как мне кажется, потому что Виктора Ющенко убедили в том, что это повредило бы нашим отношениям с Россией. Кстати, в сентябре динамика рейтинга НУНСО была отрицательной, падение прекратилось только за 10 дней до выборов, когда президент начал действовать и заявил, что у нас будет коалиция с БЮТ. Этим он снял тревоги избирателя, что НУНСО объединится с Партией регионов (ПР) вширокую коалицию.

В: А слова Юрия Еханурова о нестабильности в блоке разве нельзя расценивать как подготовительную работу к широкой коалиции?

О: Я бы не связывал однозначно заявления Юрия Ивановича с широкой коалицией. Он имел в виду, что в коалиционном соглашении есть спорныемоменты — контрактная армия с начала 2008 г., выплата всех сгоревших сбережений в Сбербанке СССР за два года. И в этом Ехануров прав: мы это сделаем, но назвав реальные сроки. И я никогда не слышал ни от него, ни от Виктора Балоги, ни от Ивана Плюща публичных заявлений о необходимости широкой коалиции.

В: Публичных — нет. Но ведутся ли кулуарные переговоры?

О: Это византийский стиль, который может привести к тому, что не будет вообще никакой коалиции. И тогда на год и. о. премьера останется Виктор Янукович. Как отнесется к этому избиратель? Конечно, не простит. Такие действия подставляют президента, это будет очень дорого стоить ему на следующих президентских выборах.

В: Если главу государства не будут избирать в Верховной Раде…

О: На это шансов практически нет. Есть такой инструмент — референдум. Народ не поддержит избрание главы государства в парламенте.

В: Правильна ли информация, что в штабе НУНСО работали американские советники?

О: Я тесно работал с Вадимом Карасевым, в режимедискуссии сотрудничал с другими украинскими политологами, в частности, с Владимиром Фесенко. Я не владел информацией о работе иностранных консультантов, но, судя по всему, какие-то консультанты еще были, и их точка зрения все-таки была доминирующей.

В: Есть информация, что именно иностранныесоветники порекомендовали президенту предложить предоставить ПР места в Кабмине БЮТ и НУНСО.

О: Это абсурд. Не может оппозиция быть во власти.

В: Но в этом случае глава государства выступает собирателем нации, не так ли?

О: Это патриархальный подход к политике, который умер 100 лет назад. В обществе, где есть — пусть условное — разделение на ветви власти, это невыполнимо. Хотя в сказанном главой государства я увидел рациональное зерно — усиление контролирующих функций оппозиции. Мало парламентских комитетов, мало Счетной палаты. Оппозиция должна иметь своих представителей в Кабмине, но не как замминистров, а как теневых министров. Теневые министры должны иметь доступ ко всем совещаниям и документам. И это резко снизит уровень коррупции!

В: Есть ли уже более или менее точная информация, кто и какие посты займет в правительстве Юлии Тимошенко?

О: Первым вице-премьером, скорее всего, будет Александр Турчинов. Если Виктор Пинзеник не станет министром финансов, то Турчинов будет и главой Минфина, как сейчас Николай Азаров. А Пинзеник станет министром экономики или возглавит парламентский комитет. Будет неплохо, если вице-премьером по ТЭК и профильным министром в одном лице станет Виталий Гайдук. Он показал в 2000-2001 гг., когда работал вице-премьером, что профессионально разбирается в вопросах ТЭК.

В: Как будут делиться парламентские комитеты?

О: Их количество следует сократить с 26 до 22. Можно объединить комитет по работе правоохранительных органов с комитетом по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, а комитет по международной политике с комитетом по евроинтеграции; комитет по судебным вопросам — с комитетом по правовой политике. Последний комитет останется у коалиции ввиду его важности — и в проведении правовых реформ, и в назначении судей. А оппозиция вправе потребовать взамен какой-нибудь экономический комитет. Думаю, что оппозиции достанется 40-45% комитетов.

В: А что достанется Блоку Литвина, если он не присоединится ни к коалиции, ни к оппозиции?

О: Места в руководстве Рады он не получит исможет претендовать, например, на один комитет.

В: Каковы шансы Ивана Плюща стать спикером Рады?

О: Это будет решать наша фракция, которая сегодня решила поддержать Вячеслава Кириленко на этот пост. Хотя у фигур такого масштаба, как Иван Степанович, всегда есть шанс, если он сумеет нас убедить в целесообразности его назначения и это поддержит президент. Но глава государства — как лидер блока — тоже должен принимать мотивированное решение.

Тарас Степанович Стецькив родился 7 июня 1964 г. во Львове. В 1986 г. окончил Львовский государственный университет им. Ивана Франко. 1990-2006 гг.— депутат ВР I-IV созывов. С 2006 г. по август 2007-го — советник президента Виктора Ющенко. Женат, воспитывает дочь и сына.

podlutskiy
Share
Published by
podlutskiy