Колонка редактора отдела "Политика"
Сегодня продолжится бесконечный спор о том, откуда взялся долг RosUkrEnergo (RUE) перед «Газпромом». Пожалуй, стоит поставить вопрос несколько иначе: почему министр топлива и энергетики Юрий Бойко, являющийся, по свидетельствам СМИ, другом совладельца RUE Дмитрия Фирташа, допустил возникновение этого долга и почему он о нем молчал?
Источники на Банковой утверждают: правительство Виктора Януковича неоднократно предупреждало о долге, но Кабмин (читай —Юрий Бойко, на котором замкнуты все нефтегазовые вопросы) просил не озвучивать эту информацию, пока не станут известны результаты внеочередных выборовв Раду. Получается, что непрохождение социалистов Александра Мороза, поставившее крест на возрождении антикризисной коалиции, и стало поводом для оглашения суммы долга. Поэтому стоит согласиться с первым замглавы секретариата президента Александром Шлапаком, который назвал эти $2 млрд. политическим шантажом.
А если бы СПУ прошла в парламент VI созыва, то долг был бы списан/реструктуризирован? В обмен на что? На банкротство облгазов и передачуих под протекторат «Газпрома»? Давно не тайна, что именно таким путем российский монополист внедряется на местные газовые рынки в Восточной Европе, устанавливая на них ценовой диктат.
Второй момент в истории долга — еще более темный, чем его политическая подоплека. Сама история возникновения RUE, связанная со странными визитами господина Фирташа к новоизбранному президенту Виктору Ющенко при посредничестве земляка и друга главы государства Михаила Дорошенко (о чем тоже немало писалось); тщательно игнорируемая информация об участии в схемах RUE брата президента Петра Ющенко (тоже неоднократно появлявшаяся в масс-медиа); борьба в секретариате за отказ/продолжение сотрудничества с RUE — все это вызывает массу вопросов. Причем вопросов настолько щекотливых, что ими стоит заняться Генеральной прокуратуре и СБУ. Прав ли Борис Березовский, который неоднократно заявлял мне: «За RosUkrEnergo стоят непосредственно президенты Путин и Ющенко»? Или Борис Абрамович блефует, внося смуту в и без того непростые отношения Украины и России? Кстати, заявления господина Березовского я публиковал на весьма рейтинговых интернет-ресурсах, откуда их перепечатывали чуть ли не все ведущие издания и Украины, и России. Но правоохранительные органы молчат. А если возникает стена молчания — значит, она кому-то выгодна. Причем кому-то очень влиятельному. Или группе влиятельных.
На все эти вопросы мог бы ответить все тот же Юрий Бойко. Но он предпочитает перекладывать свою ответственность на чужие плечи. Чего стоит только его заявление, что требование «Газпрома» погасить долг спровоцировано Юлией Тимошенко. Просто как в поговорке: «Хто винуватий? — Невістка! —Так її ж удома немає! — Так он сукня її висить».
Вместо того, чтобы пояснить, что на самом деле творится в наших газовых отношениях с «Газпромом», господин Бойко предпочитает строить себе имидж европейского политика. Но пока за его плечами стоит RUE — он может забыть о своей мечте.