Государство

Шкловский спуск

Колонка главного редактора

Сегодня открывается очередная сессия парламента — не украинского, конечно же (новая Рада должна собраться не позднее 30 дней с момента объявления официальных результатов выборов), а белорусского.

Чтобы понять разницу между парламентами двух соседних стран, достаточно знать, что в Минске начало сессии национального собрания обычно никого не волнует и ничего не означает. Дабы совсем уж над обеими палатами этого собрания не издевались, президент Александр Лукашенко записал в Конституции, что их сессии всегда собираются 2 октября и 2 апреля (а не 1-го).

Однако на этот раз внимание к палате представителей белорусского парламента привлечено тем, что неожиданно подал в отставку ее спикер Владимир Коноплев. Это ближайший и старейший сподвижник господина Лукашенко. Когда тот стал президентом, господин Коноплев всегда избирался в парламент по его округу — Шкловскому.

Небольшой городок Шклов для Беларуси с середины девяностых является тем же, что сейчас село Хоруживка для Украины и Санкт-Петербург для России. И вот вдруг старый друг из такой кузницы кадров пишет заявление с просьбой освободить его от должности по состоянию здоровья. А егожена Алла Коноплева не менее неожиданно увольняется с немаловажного поста в одном из белорусских министерств.

Сегодня нижняя палата белорусского парламента будет решать, кто станет новым спикером. Но все в Минске по-прежнему будут гадать, какая кошка пробежала между Лукашенко и Коноплевым и почему последнему устроили такойрезкий спуск по карьерной лестнице. Это в Украине любой бывший председатель парламента может надеяться, что он не только бывший, но и будущий. Хотя последнее спикерство Александра Мороза принесло ему больше минусов, нежели плюсов, Владимир Литвин в ближайшее время постарается доказать, что возможна и противоположная ситуация. Но здесь это по большому счету решают все-таки избиратели и их избранники, а не президент. А в Беларуси войти в одну и ту же реку дважды можно лишь с высочайшего соизволения. Депутаты нижней палаты там даже провели собрание и решили бить челом перед батькой, чтобы дал добро на возвращение в спикерское кресло Вадима Попова, который когда-то пересел в него из кресла министра сельского хозяйства.

Лично я весьма благодарен Владимиру Коноплеву за бесценную услугу. В начале 2005 года он как председатель палаты представителей национального собрания Беларуси подписал списки аккредитованных при парламенте журналистов, где значилась и моя фамилия. Но служба безопасности президента, которая охраняет все входы в этот парламент и не только, без объяснения причин отказалась выдать мне аккредитационную карточку. Я пытался добиться официального ответа от палаты, но безуспешно, а в итоге оказался в Киеве. Этот пример иллюстрирует всю разницу в весе между белорусскими спикером и президентом, между парламентом и охранкой.

Остается надеяться, что новая Верховная Рада не превратится в такую палату №6 и не съедет с улицы Грушевского ни в Днепр, ни черезсоседний Крепостный переулок по Кловскому спуску.

svirko
Share
Published by
svirko