Сегодня или завтра украинским компаниям станет более или менее понятно, стоит ли им бояться мирового финансового кризиса, который начался с проблем высокорисковой(subprime) ипотеки в США
Сегодня или завтра украинским компаниям станет более или менее понятно, стоит ли им бояться мирового финансового кризиса, который начался с проблем высокорисковой(subprime) ипотеки в США.
До конца этой недели семь банков попытаются найти желающих приобрести облигации для покупки First Data Corporation (занимается процессингом платежей покредитным картам) компанией Kohlberg Kravis Roberts. Сумма приобретения — $24 млрд.
Хотя это напрямую не имеет отношения к ипотеке, в последнее время инвесторы неохотно покупали облигации выкупа (LBO, leveraged buy-out), считая их с точки зрения рисков аналогичными облигациям, обеспеченным ипотечными кредитами (CDO, collateralized debt obligations). Например, ранеебанки не смогли привлечь $12 млрд. для покупки Chrysler фондом Cerberus Capital Management, еще $8 млрд. для этого же приобретения банки разместили с убытком для себя — с дисконтом 5%.
В целом за последние два месяца было отложено около 50 сделок на общую сумму $60 млрд., тогда как в прошлом году не было отложено ни одной. В первой половине 2007 г. было продано облигаций выкупа на целых $616 млрд. Иными словами, значительная доля слияний и поглощений в мире осуществлялась в долг. До конца года были планы привлечь финансирование на общую сумму свыше $330 млрд. Выпуск облигаций под приобретение First Data Corporation покажет, насколько реальны эти планы. В результате будет понятно, насколько готовы инвесторы вкладывать в рисковые активы.
Избыток ликвидности в последние годы привел к тому, что в мире вырос рисковый пузырь — инвесторы оптом покупали активы любой степени рискованности. Этот пузырь имеет вполне денежное выражение, в виде объема мирового рынка производных финансовых инструментов (деривативов). С 1987-гопо 2006 г. рынок вырос почти в 260 раз. По данным Банка международных расчетов, объем торгуемых на биржах и в электронном виде контрактов на производные инструменты вырос с $1,6 трлн. в 1987 г. до $5,7 трлн. в 1990 г., а затем до $71,9 трлн. к концу тысячелетия. Однако это были еще цветочки. В последнее время рынок рос на две трети в год — до $297,7 трлн. в 2005 г. и $415 трлн. в 2006 г. Итого по отношению к мировому ВВП рынок деривативов вырос с 8,7% в 1987 г. до 789,2% в прошлом году.
Пока что риск не в почете. Доходность 10-летних казначейских обязательств США — мерило аппетита инвесторов к риску — с середины июня упала с 5,2% до 4,5% годовых. И это понятно. Не зная, что стоит покупать, инвесторы вкладывают только в самые надежные, но менее доходные активы. Можно сказать, они кладут деньги под матрасы. Нелюбовь инвесторов к рискам уже успел ощутить на себе и украинский фондовый рынок. По сравнению с историческим максимумом в 1117,83 пункта, достигнутым 25 июля, индекс ПФТС потерял 11,2%. Дело в том, что ранее основной рост котировок голубых фишек обеспечивали именно иностранные портфельные инвесторы. Финансирование покупки First Data Corporation покажет, насколько инвесторы готовы и дальше работать с развивающимися рынками.