Не позднее среды окружной админсуд Киева должен вынести решение по иску инициативной группы из Белой Церкви по проведению всеукраинского референдума, которой Центризбирком отказал в регистрации
Не позднее среды окружной админсуд Киева должен вынести решение по иску инициативной группы из Белой Церкви по проведению всеукраинского референдума, которой Центризбирком отказал в регистрации
Об этом сообщил «i» кандидат в народные депутаты от БЮТ Виктор Швец (№26). Господин Швец отметил, что у ЦИК не было претензий к процедуре формирования инициативных групп или к оформлению документов: «Речь идет лишь о предмете референдума. Но члены ЦИК забыли о том, что есть ст. 72 Конституции, предусматривающая, что референдум провозглашается по народной инициативе. Единственное ограничение указано в ст. 74 Основного закона — референдум не проводится по вопросам бюджета, амнистии и налогов».
Член ЦИК Александр Чупахин (квота СПУ) считает, что у инициативной группы нет перспектив выиграть судебный процесс. Господин Чупахин подчеркнул, что в соответствии с решением Конституционного суда (КС) ЦИК не освобождается от оценки на соответствие Конституции вопросов, выносимых на референдум инициативными группами. «Закон о всеукраинском и местном референдумах определяет круг вопросов, которые могут быть вынесены на них. И в решении КС сказано: решения, принятые на всеукраинском референдуме, имеют обязательный характер. И в случае положительного ответа граждан на предлагаемые вопросы госорганы не смогут воплотить принятые решения. Т.е. референдум превратится в пшик»,— сказал «і» господин Чупахин. По его мнению, в этом случае референдум можно расценивать как консультативный: «Но все предлагаемые вопросы связаны с изменением конституционных норм без четких формулировок. Поэтому большинство членов ЦИК сошлось на том, что такие вопросы не могут быть вынесены на референдум». По словам члена ЦИК, комиссия могла бы провести референдум 30 сентября, если бы он уже был назначен: «Но сейчас, даже если начать регистрировать инициативные группы, мы не успеем по процедурным моментам».
Член ЦИК Игорь Жиденко (квота БЮТ) категорически отказался комментировать ситуацию в комиссии, порекомендовав обратиться к зампреду ЦИК Андрею Магере (квота «Нашей Украины»), который, как и председатель ЦИК Владимир Шаповал, голосовал против регистрации инициативных групп.
Директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев оценил ситуацию с регистрацией инициативных групп как попытку организовать вторую серию избирательной кампании «БЮТ против политической системы». «Начали с регистрации списков, продолжили референдумом. А впереди дебаты по поводу конституционной системы и ответственности власти. Вторая компонента происходящего — попытка конкурировать с президентом по конституционной тематике. Не секрет, что возможное проведение референдума по тексту Конституции было одной из заготовок, с которыми президентская команда шла на выборы после кризиса власти. БЮТ своевременно перехватил эту инициативу и предложил свой подход,— сказал «і» господин Ермолаев.— Здесь смешались и PR, и политтехнологии, и серьезное намерение провести референдум. Учитывая это, сбор подписей все равно будет проводиться — под флагом униженной силы и защиты прав каждого гражданина на волеизъявление. В этом случае сбор подписей станет и механизмом антикоалиционной, а также, возможно, антипрезидентской пропаганды».
Девять вопросов БЮТ для референдума:
1. Поддерживаете ли вы президентскую форму правления? 2. Поддерживаете ли вы парламентскую форму правления? 3. Поддерживаете ли вы избрание и отзыв судей народом? 4. Поддерживаете ли вы расширение прав местного самоуправления с предоставлением ему права формировать собственные исполнительные органы? 5. Поддерживаете ли вы установление действенного контроля за властью путем предоставления конституционного статуса парламентской оппозиции? 6. Поддерживаете ли вы отмену неприкосновенности для руководителей государства, народных депутатов и судей? 7. Поддерживаете ли вы отмену льгот? 8. Поддерживаете ли вы лишение мандатов депутатов, нарушивших свои обещания? 9. Поддерживаете ли вы упрощение процедур проведения референдумов?