В пятницу и субботу в Казани проходил саммит СНГ. Событие, в преддверии которого возобновились разговоры о грядущей «смерти» Содружества, неожиданно оказалось богатым на интеграционные решения. Видимо, желая любой ценой отстоять дальнейшее объединение экономик, Москва согласилась на ряд уступок Киеву. Помимо прочего, Украине разрешили интегрироваться в ЕЭП на пониженной скорости.
В Казани, которой «стукнула» тысяча лет, Украина добилась своего как минимум дважды. Во-первых, Киеву удалось убедить глав стран СНГ начать рассматривать его инициативы, которые ранее совет министров Содружества отклонил, сославшись на короткие сроки их обработки. Теперь, за несколько часов встречи в узком кругу, значительно превысив протокольное время, Президент Украины Виктор Ющенко убедил глав остальных государств в необходимости обсуждать пенсионные права граждан, транспортные и энергетические проекты, реадмиссию, правовое закрепление границ и, самое главное, зону свободной торговли. Всего — пять украинских инициатив.
Вторым достижением стало подписание протокола стран Единого экономического пространства, который вводит принцип разноскоростной интеграции по формуле 3 + 1. Три страны идут с одной скоростью, а Украина выбирает меру экономического сближения и сама определяет момент, в который поставит точку в экономической интеграции с Россией, Беларусью и Казахстаном. Это достижение — особая гордость украинской дипломатии. Ведь еще совсем недавно Кремль фактически ставил Киеву ультиматум: либо вы принимаете ЕЭП как таможенный союз, либо вообще из него выходите. С учетом позиции Украины, со стороны Кремля это выглядело попыткой выгнать ее и сделать четверку тройкой. Теперь этот конфликт удалось решить. Как сказал министр экономики Сергей Терехин, «слава богу, мы разрулили эту ситуацию». Вечером накануне саммита Группа высокого уровня написала заявление, в котором предложила другой, «эластичный» формат создания ЕЭП.
Идея зоны свободной торговли — как крайний формат украинского участия в ЕЭП — на начальном этапе была способом аккуратно выскользнуть из братских российских объятий. Теперь, похоже, эта формула хорошо помогает Украине найти свой интерес в экономических отношениях с Россией, Беларусью и Казахстаном, но при этом безболезненно продвигаться в переговорах с Европейским Союзом и Всемирной торговой организацией.
Скорее всего, зафиксированная в протоколе разноскоростная интеграция на деле будет весьма медленной. Украине необходимо выиграть время и начать переговоры уже с Европейским Союзом о зоне свободной торговли. А также стать членом ВТО раньше, чем страны ЕЭП смогут похвастаться конкретными достижениями — хотя бы созданием все той же зоны свободной торговли. По словам г-на Терехина, две зоны свободной торговли, которые интересны Украине — в ЕС и в ЕЭП — друг другу «абсолютно не противоречат». А вот у таможенных союзов такой совместимости нет. И поскольку геополитическая цель Киева — таможенный союз в рамках ЕС, то этот приоритет, видимо, и станет тормозом для разноскоростного «ЕЭПовского» сближения.
Замедление создания ЕЭП — давно уже реальность. Уже больше двух лет президенты договариваются о пакетах документов — например, о 29 первоочередных, составляющих базовый пакет.
Напомним, что в соответствующем указе г-на Ющенко есть пункт, согласно которому этот базовый пакет должен был быть еще до 30 июня проанализирован с точки зрения соответствия Конституции, требованиям ЕС и ВТО. На данный момент проанализировано 17 документов пакета. В мае, после заседания СНБОУ по участию Украины в ЕЭП, секретарь Совбеза Петр Порошенко намекнул, что Украина допускает свое присоединение к 93 документам. Но сейчас очевидно, что это уже не произойдет. Украина на саммите в Казани открыто подтвердила, что ее устраивают 14 + 1 документ из 29. Собственно, это документы, необходимые для создания желанной зоны свободной торговли. Остаток пакета, как считает украинская сторона, либо требует согласования с третьими сторонами, либо предполагает создание не устраивающих Киев наднациональных органов.
Больше честности и больше «национального эгоизма» — так можно охарактеризовать дух «ЕЭПовского» саммита, который стал первым саммитом четверки с участием Виктора Ющенко. Он очень четко заявил национальные приоритеты Украины в ЕЭП, упоминать о которых ранее каждый из лидеров как-то стеснялся, прикрываясь риторическими формулами о братстве и традициях дружбы народов наших стран. Конечно, оговорки, с которыми Украина подписала соглашение о формировании ЕЭП, воспринимались остальными странами как проявление украинской «самостийности». Но даже «интеграционно» настроенный белорусский президент Александр Лукашенко хвалил г-на Ющенко — мол, «правильно, все должны так делать». Украинский лидер честно объяснил мотивацию поведения Украины в ЕЭП — политическую внутри страны, экономические выгоды и резоны европейской и евроатлантической интеграции. Последнюю тему резко оборвал на встрече двух президентов Владимир Путин как неформатную. Но в целом Владимир Владимирович шутил, рассказывал анекдоты и употреблял крепкие русские выражения — общение было неформальным. На скачках, во время которых проходил этот президентский разговор, г-н Ющенко, не любитель азартных игр, поставил на лошадь и выиграл. В Казани удача была явно на его стороне.