Минфин собирается усилить контроль за ведением кассовых операций и ввести изготовление бланков доходных и расходных кассовых ордеров в виде документов строгой отчетности.Такое новшество содержится в проекте постановления правительства, разработанном министерством.
Необходимость ужесточения вызвана тем, что при нынешнем порядке сохраняется возможность искажения данных относительно использования и остатков наличных средств — как в объемах, так и во времени. Кроме того, создаются условия для перетекания денежных средств в теневую экономику.
«Учитывая современный технический уровень офисного оборудования, изготовление дубликатов или подделка бланков кассовых ордеров не требуют значительного времени и особых навыков. Это дает возможность в течение суток провести их замену и исказить данные об объеме осуществления операций по получению и выдаче средств наличностью»,— говорится в записке к проекту постановления.
Согласно прогнозам Минфина, розничная стоимость новых бланков, с учетом торговой наценки розничных продавцов, ожидается в пределах 8-12 грн. за блок из 50 ордеров, а цена одного ордера для конечного потребителя составит 16-24 коп. При этом увеличение текущих затрат от введения ордеров в виде документов строгой отчетности ожидается на уровне 0,5% от валовых затрат предприятий. «Эти расходы никак не повлияют на себестоимость продукции, не окажут негативного влияния на финансовое состояние как больших, так и мелких налогоплательщиков, не приведут к уменьшению поступлений в государственный бюджет»,— утверждает замминистра финансов Татьяна Ефименко.
В то же время первый заместитель председателя Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Константин Ващенко сказал «i», что комитет официально возражает против инициативы Минфина. По его словам, от введения приходных и расходных ордеров как бланков строгой отчетности возрастут административные расходы субъектов хозяйствования, которые будут вынуждены приобретать не только документы, но и сейфы для их хранения. «Это усилит финансовую нагрузку на субъектов, и эти расходы лягут на себестоимость»,— считает он.
Наоборот, комитет выступает за сокращение перечня документов на бланках строгой отчетности и полагает, что это не та сфера, где можно искать поступления в госбюджет. По его мнению, инициатива Минфина несет риск того, что «бланки строгой отчетности будут лежать в шкафу, а все операции будут осуществляться без какого бы то ни было оформления, и это может привести к уменьшению контроля»,— говорит господин Ващенко. По его мнению, во введении новых бланков заинтересованы те структуры, которые эти бланки печатают.