16 августа министры образования Украины и России Станислав Николаенко и Андрей Фурсенко подписали совместное заявление о сотрудничестве. И пообещали сообща реформировать национальные системы образования, приводя их в соответствие с требованиями Болонского процесса, который предполагает создание общеевропейского рынка образования и кадров. При этом высокопоставленные чиновники от науки подчеркнули, что при «евростандартизации» образования лучшие традиции советской академической школы будут сохранены. Несмотря на оптимизм, с которым министры говорили о том, как присоединение к Болонскому процессу «поможет молодежи быть успешной за счет науки», г-н Фурсенко заметил, что «путь в Болонью вызывает закономерные опасения».
Несколько дней официальная делегация РФ (министр образования и науки Андрей Фурсенко, помощник президента по вопросам образования и науки Джахан Полиева и вице-президент РАН Валерий Козлов) колесила по Украине: посещала школы, вузы, исследовательские институты, встречалась с украинскими чиновниками разного уровня. Станислав Николаенко и г-н Фурсенко заявили, что в сфере науки и образования сотрудничеству России и Украины ничто не угрожает. То есть договор о научно-техническом сотрудничестве все еще в силе, соглашение о взаимопризнании образования и ученых степеней действует, вузы обмениваются студентами, русский язык в Украине не притесняют, а для развития украинского в России созданы все условия.
Кроме того, министры дружно заверили прессу, что процесс приведения национальных систем образования в соответствие с требованиями Болонского соглашения проходит нормально. Пусть не очень быстро, заметил г-н Николаенко, зато качественно. И напомнил, что Украина в отличие от России подписала это соглашение только в текущем году, хотя процесс реформирования начался еще три года назад.
Напомним, что Болонское соглашение предполагает, в частности, введение двухступенчатой системы образования — бакалаврата и магистратуры, модульного обучения, кредитной системы учета объема полученных знаний и выдачу дипломов единого образца. Преимущества неоспоримы: студенты сами смогут выбирать вузы и образовательные программы. Да и «квалификационных разночтений», как в истории с министром юстиции Романом Зварычем, не будет: если уж «магистр», то никак не «профессор».
К тому же, присоединение к Болонскому процессу предполагает аттестацию учебных заведений, или, как выразился г-н Николаенко, «очищение образовательного поля». По оценке доцента Киевского национального экономического университета, докторанта университета Цюриха Олега Терещенко, сегодня к переходу на единые требования готовы только 10% украинских вузов.
Путь в Болонью несколько омрачает угроза возможного оттока на Запад отечественных кадров. «Европе сейчас гораздо выгоднее импортировать специалистов из России, Украины, Китая, Индии, чем готовить их у себя»,— уверен декан факультета госуправления МГУ Андрей Сурин. Правда, исполнительный директор консалтинговой кампании Martin Group Андрей Заболоцкий успокаивает: «Те, кто хотел уехать на Запад, уже сделали это, ведь процедура адаптации диплома длится около месяца».
Не все ясно и с финансовой частью реформирования. Об административную реформу Украина уже споткнулась: посчитала, во что это выльется, и… отказалась от незамедлительного её проведения. Назвать суммы, необходимые для «евроунификации» образования, министры не смогли. Г-н Фурсенко лишь сказал, что РФ согласна потратить на это «значительные средства», а г-н Николаенко — что на программу информатизации в ближайшие шесть-семь лет Украина выделит 23 млрд. грн.