Стоило внешней конъюнктуре ухудшиться, а инвесторам — испугаться действий властей, как двузначные темпы экономического роста в Украине остались в прошлом. И хотя в июле рост ВВП перестал замедляться, о переломе тенденции говорить преждевременно. Быстрорастущий потребительский спрос удовлетворяется за счет импорта и почти не подстегивает увеличение внутреннего предложения.
«Несмотря на очень высокие темпы роста потребления домохозяйств, ВВП в этом году будет расти вдвое медленнее, чем в прошлом. Причины две, и обе серьезные — резкое замедление роста инвестиций и реального экспорта». Это написано не о нашей стране — одно из российских изданий исследовало причины замедления роста ВВП России. Однако сделанный северными коллегами вывод вполне приложим к Украине, невзирая на отличия в структуре экономики двух стран. Разница лишь в абсолютных цифрах.
По данным Госкомстата, в июле рост реального ВВП Украины составил 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., тогда как месяцем ранее — 1,1%. Правда, кумулятивно с начала года (т.е. за январь-июль) он составил все те же 3,7%, что и в январе-июне. Однако о переломе тенденции говорить явно рано. Дело в том, что летом традиционно на подъеме сельское хозяйство, а это примерно 15% ВВП. И совершенно естественно, что с учетом высокого урожая зерновых рост в АПК за семь месяцев составил 7,2%. Заметим, сельское хозяйство демонстрировало опережающий рост и в июне (7% за полгода), но замедления роста (а то и спада) в других отраслях это не компенсировало. Снизились объемы производства в недавних локомотивах экономики: металлургии, строительстве, производстве кокса и нефтепереработке. Именно этим объясняется недавнее решение Минэкономики пересмотреть прогноз роста ВВП с 8,2% до 6% (в лучшем случае), причем, еще до обнародования июльской статистики. По-видимому специалисты ведомства понимают, что тенденция замедления роста экономики носит долгосрочный характер. С этим согласен даже всегда оптимистично настроенный руководитель группы советников председателя Нацбанка Валерий Литвицкий. Он считает, что рост не превысит 5,5%. Да и то при условии «успешного завершения сельхозработ, активизации переработки сырья нового урожая, увеличения аграрного экспорта и возобновления внешнего спроса на металлы». Иными словами, и эти скромные цифры под большим вопросом.
Оставив в стороне официальные прогнозы, исполнение которых всегда было редкостью, отметим влияние государственной политики на экономическую динамику. В последнее время госполитика сводится к активному стимулированию потребления. Шутка ли, реальные доходы населения за полгода выросли почти на треть (на 27%), розничный товарооборот за семь месяцев — на 22%. И вообще, за последние пять лет экономического роста доля розничного товарооборота в ВВП выросла с 17% до 22% (в абсолютном выражении — до 47 млрд. грн. в январе-июле). Само по себе повышение уровня жизни достаточно бедного по западным меркам населения не может не радовать.
Проблема в другом: адекватный столь быстрорастущему спросу рост внутреннего производства невозможен в принципе. Производство так быстро не разворачивается ни при каких условиях. Но еще хуже то, что инвесторы не спешат вкладывать деньги в новые мощности. На фоне разговоров о реприватизации, отмены льгот и просто непредсказуемых действий властей рост инвестиций в основной капитал в первом квартале составил лишь 4,5%. Правда, во втором квартале, по словам г-на Литвицкого, инвестиции выросли уже на 8%. Надо думать, бизнес привык к стилю работы действующего правительства. В таких условиях удовлетворять спрос приходится импорту. А это чревато тем, что заморские бренды постепенно вытеснят отечественные и не оставят им возможности для развития. Если верить Гостаможне, то в первом полугодии импорт рос втрое быстрее (на 28,6% — до $16,3 млрд.), чем экспорт (на 8,9% — до $16,9 млрд.). Правда, нужно делать скидку на то, что в прошлом году из-за высоких ввозных тарифов официально заявляемые объемы импорта занижались, а «липовое» возмещение НДС приводило к завышению экспорта. Но это не единственное объяснение быстрого роста импорта и медленного — экспорта. Во всяком случае при экспорте продукции низкой степени переработки особо манипулировать ценами не получается, так что резкое сокращение вывоза черных металлов (например в Китай и Южную Корею), к сожалению, «настоящее». Учитывая, что увеличение объемов импорта играет против роста ВВП Украины (в него входит «чистый» экспорт, т.е., экспорт минус импорт), бюджетная политика проедания является явно ущербной. Ведь сейчас экономика продолжает расти, в том числе благодаря инвестициям прошлых лет. Стоит капиталовложениям остановиться, и инерционный рост ВВП продлится недолго.
* Авторы заголовка – братья Стругацкие