Государство

Мусор в голове

Президент продолжает рейд по органам центральной исполнительной власти. После погрома в ГНАУ Виктор Ющенко побывал в МВД, СБУ и Гостаможслужбе. Полугодовые коллегии с критикой и самобичеванием прошли также в Генпрокуратуре, Минэкономики и у пограничников. По мнению экспертов, цель «чисток» г-на Ющенко — спасти политический рейтинг «оранжевых», изрядно подпорченный провалами новой власти. Параллельно Президент осуществил некоторую коррекцию кадровой политики в силовых ведомствах — очевидно, вскоре грядет вторая волна назначений и увольнений. Выступления Президента на коллегиях министерств также обнаружили поразительную информированность главы государства. Зачастую оглашаемая им информация была неизвестна даже главам инспектированных ведомств. Это свидетельствует как об эффективности деятельности Александра Зинченко, отвечающего за информационно-аналитический блок в окружении г-на Ющенко, так и о просчетах Петра Порошенко, курировавшего кадровое обновление власти.

Претензии Виктора Ющенко ко всем одинаковы: методы работы — «как при прежней власти», кадры не заменены, коррупция процветает. Жертвами президентского гнева уже стали Гсавтоинспекция (велено расформировать), первый зампред Гостаможслужбы Николай Салагор (уволен) и ряд чиновников помельче.


 


Во вторник Президент вместе с госсекретарем Александром Зинченко и секретарем Совбеза Петром Порошенко почти весь день просидел на заседании коллегии Гостаможслужбы. Результаты работы таможни вроде бы неплохие: ГТС за первое полугодие перечислила в госбюджет на 70% больше средств, чем за аналогичный период прошлого года, а средний размер ежедневного перечисления таможенных платежей и других сборов в июне вообще вдвое превысил показатель июня 2004 года. Не забыли таможенники и о «чистке рядов»: с начала года к дисциплинарной ответственности привлечено 228 работников.

Председатель ГТС Владимир Скомаровский (см. стр. 4) также подчеркнул, что его ведомство выполнило задания, поставленные Виктором Ющенко во время его последнего посещения совещания руководства Гостаможслужбы 30 марта. «Одной из главных задач было внедрить порядок работы по принципу «единого окна». Мы начали эту работу не с 1 июня, а с 1 мая»,— отчитался г-н Скомаровский.

Но Президента все эти достижения не впечатлили. В своем выступлении он констатировал: за последние полгода положительных сдвигов в работе таможни не произошло и вообще результаты деятельности мытарей крайне неудовлетворительны.

Обвинения, предъявленные таможенникам, очень напоминают претензии к налоговикам, озвученные главой государства в четверг (см. «ЭИ» №197): нарушения прав предпринимателей, массовое взяточничество, откровенное злоупотребление служебным положением, отсутствие профессионализма и государственных принципов у «отдельных таможенников». В конце концов Виктор Ющенко вменил в вину таможенникам ни много ни мало «измену интересам государства».

Для таможенников гнев Президента имел конкретные кадровые последствия: кроме г-на Салагора, уволены руководители Львовской и Рава-Русской таможен. На очереди — главы Одесской и Яворовской таможен, которым дали месяц на исправление. Все уволенные были обвинены в «системном взяточничестве».

Кроме таможенников, Президента во вторник ждали и руководители Минэкономики, где также состоялась расширенная коллегия по результатам работы министерства за полугодие. Впрочем, ввиду того, что во вторник у г-на Ющенко времени было немного (вечером он вылетал с визитом в Японию, а до этого необходимо было переговорить с комиссаром ЕС Хавьером Соланой.— Ред.), на большее у Президента времени не хватило. В результате отчет главного экономического ведомства заслушал советник Президента Украины Павел Гайдуцкий, а также несколько министров, в частности, министр финансов Виктор Пинзеник и министр иностранных дел Борис Тарасюк. Тем не менее министр экономики Сергей Терехин был самокритичен. По его мнению, «разогреть экономику во втором полугодии для того, чтобы получить рост ВВП по итогам года в размене 8%, невозможно… Отсутствие в правительстве единой позиции по основным принципам преодоления кризисных явлений на рынках, затягивание с принятием необходимых законов в Верховной Раде привели к несвоевременному и неоптимальному решению проблем».

А в понедельник президентское неудовольствие обрушилось на СБУ и МВД. Но на встречу «личного состава» СБУ с Президентом журналистов не пустили — как-никак, ведомство секретное.

На коллегию МВД пресса была допущена. Президент начал «порку» милиции буквально с первых слов своего выступления. В частности, он потребовал от «эмвэдэшников» разговаривать только на государственном языке. «Вы государственные служащие… Вы как законники должны выполнять закон о языке, в котором записано, что государственный служащий должен, хотя бы ломано (так и сказал.— Авт.), владеть украинским языком»,— пристыдил людей в фуражках глава государства. И тут же ужесточил требования к культуре речи: «Вы являетесь государственными служащими, попробуйте общаться без матов. Если этому кто-то не научится — подавайте рапорты». В кулуарах говорили, что такое требование грозит оставить милицию без кадров.

Президент «заводился» буквально с пол-оборота. Возмущенный докладом начальников УВД Львовской и Волынской областей Богдана Шкарады и Михаила Лебедя о ситуации в этих регионах, он потребовал от них рапорты об отставке. Дальше — больше: «Мы должны стопроцентно заменить руководящий состав (в областях.— Авт.), чтобы у вас алиби появилось… С новыми кадрами … есть надежда, что там улучшится работа»,— заявил г-н Ющенко.

Затем Президент, по-видимому, решил, что разбираться с чиновниками по одному слишком долго и отдал распоряжение за сутки подготовить указ о ликвидации ГАИ. «Я трижды предупреждал министра: если ГАИ и дальше будет под кустами сидеть, ГАИ в этой стране не будет. Вы дискредитировали эту службу. Поэтому я принял решение … — никакого ГАИ в Украине не будет, и пусть за сутки будет подготовлен проект указа по этому поводу»,— безапелляционно заявил Президент. Как оказалось, это решение вызрело у г-на Ющенко после того, как по дороге на Говерлу он попытался выяснить у постового его функции и не получил четкого ответа.

«Глупость ужасная. Как это ГАИ отменить? Вы что, издеваетесь? Это все равно, что вообще милицию отменить. Вы знаете, что у нас сейчас на дорогах творится, а еще и ГАИ убрать?» — возмущался в беседе с «ЭИ» Максим Манискевич, представитель FМtaxi. Правда, вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Украины Леонид Докиль убежден, что после ликвидации ГАИ «что-то да останется». «Наверное, дорожно-патрульная служба останется, милиция регулирования останется. Ведь понятно же, что-то должно быть,— продолжает верить в лучшее г-н Докиль.— По европейским нормам часть функций ГАИ может выполнять Мин­транс, еще часть — служба МВД, которая будет заниматься регулировкой движения и следить за порядком на трассах».

Министр внутренних дел Юрий Луценко полностью согласен с решением Президента о ликвидации ГАИ, хотя признался, что таких радикальных шагов не ожидал. Он пообещал в течение недели внести предложения о создании вместо ГАИ новых структур. По словам г-на Луценко, около 6 тыс. работников ГАИ из дорожно-патрульной службы будут соединены с патрульно-постовой службой. «Это будет единая патрульная служба. Они будут выезжать и на грабеж, и на дорожно-транспортное происшествие»,— пообещал министр. И добавил, что обязанностью остальных работников ГАИ станет исключительно регулирование движения и сопровождение особо ценных грузов.

lukashin
Share
Published by
lukashin