Государство

Инвестиции в прозрачность

В конце прошлой недели, выступая на конференции «Открывая потенциал Украины», организованной международным рейтинговым агентством Fitch Ratings, заместитель председателя правления «Укртелекома» Артемий Ершов заявил, что до конца года возможна продажа 3,9% акций компании на международных рынках через IPO. Мотивация: определение реальной цены «Укртелекома». Кроме того, согласно инвестпрограмме, презентованной в Кабмине на минувшей неделе, «телефонисты» хотят позаимствовать средства на Западе для финансирования текущих проектов компании. Планируемая сумма кредита — $500 млн. В случае получения лицензии на мобильную связь третьего поколения потребность в кредитах увеличится еще на $250 млн. «Укртелеком» наращивает свой «вес» для продажи.

Заявление Президента Украины Виктора Ющенко на «мини-Давосе» о том, что «в ближайшее время» на приватизационный конкурс в числе прочих промышленных гигантов будет выставлен «Укртелеком», стало едва ли не главной сенсацией форума. На следующий день после выступления главы государства состоялось заседание наблюдательного совета компании. На нем речь шла о повышении инвестиционной привлекательности компании для ее будущей продажи. В числе конкретных шагов назывались прежде всего получение компанией лицензии на оказание услуг мобильной связи третьего поколения в стандарте UMTS, замена аналоговых сетей на цифровые, улучшение финансовых показателей компании и другие. Александр Третьяков, председатель НС, поручил председателю правления компании Григорию Дзекону подготовить до 27 июня «дорожную карту» «Укртелекома», в которой тот должен был изложить текущие планы повышения капитализации.


В четверг, 30 июня, выступая на организованной международным рейтинговым агентством Fitch конференции «Открывая потенциал Украины», зампредседателя правления «Укртелекома» Артемий Ершов озвучил намерения компании выйти на международные рынки привлечения капиталов. По его словам, «Укртелеком» может разместить 3,9% акций (принадлежащих непосредственно компании и ее дочерним структурам) посредством IPO уже через полгода для определения реальной цены предприятия.«Вопрос выхода «Укртелекома» на рынок IPO обсуждался на недавнем совместном «круглом столе» ФГИ и ГКЦБФР, посвященном эффективности приватизации и корпоративному управлению госпредприятиями. Это реально, и рынок благоприятен. Сейчас этот вопрос обсуждается в Кабмине и ФГИ. Это уже не компетенция менеджмента. Мяч на их (правительства) половине поля»,— отметил г-н Ершов.


Удивительные вещи происходят. Если для определения цены «Криворожстали» действительно необходимо провести конкурс по продаже небольшого пакета на бирже, то, по мнению экспертов, для определения цены пакета «телефонистов» не требуется проводить никаких предварительных продаж. По словам Виталия Шушковского, начальника аналитического отдела ИК «Арт-Капитал», «акции «Укртелекома» и без того являются одним из наиболее активно торгуемых инструментов украинского фондового рынка, и никаких проблем с базой для расчёта ценового ориентира при продаже контрольного пакета быть не должно». Топ-менеджмент же монополиста рынка стационарной связи, видимо, считает по-другому.


Г-н Ершов сообщил, что в четверг Кабинет министров рассматривал инвестпрограмму компании на 2005-2006 гг. По его словам, планируемый размер инвестиций по данной программе составит $500 млн. Определилась компания и с мобильной связью.


В случае если «Укртелеком» получит лицензию на мобильную связь в стандарте CDMA, то дополнительно необходимо привлечь еще $250 млн. (итого общий объем инвестиций составит $750 млн.). Все эти средства будут привлечены путем синдицированных кредитов и направлены на «цифровизацию» сети, в первую очередь в крупных городах Украины.


Компания, по словам г-на Ершова, отказалась от привлечения заемных средств путем выпуска еврооблигаций. «На выпуск еврооблигаций было наложено вето наблюдательным советом компании»,— отметил зампред. Процентная ставка по кредиту будет не выше, чем у «Нефтегаза» (Deutche Bank предоставил НАКу необеспеченный кредит под месячный Libor в USD + 5% годовых). Кто будет предоставлять средства, остается тайной. «Все, что я могу сказать: мандатное письмо с Citibank и Standart Bank London уже не действует (письмо было подготовлено в связи с планируемым выпуском компанией евробондов. — Авт.)», — отметил г-н Ершов. Однако покидал мероприятие «телефонный» зампред, мило беседуя с представителем именно Standart Bank London. Ну, это к слову.


Вопросов к совершенно стандартной для любой крупной компании сделке не возникло бы при условии ее полной прозрачности. «Компания пока имеет серьёзный потенциал наращивания долгосрочных обязательств (на начало 2005 г. отношение долгосрочных обязательств компании к её собственному капиталу находилось всего на уровне 0,12. — Авт.). Поскольку 80% прибыли «Укртелекома» за 2004 г. (около $150 млн.) было выплачено в качестве дивидендов, для финансирования своих проектов компании в любом случае потребовалось бы прибегнуть к заимствованиям. Поэтому ничего страшного в привлечении кредитных средств на международных рынках я не вижу»,— говорит г-н Шушковский.


Вот только хочется вспомнить, сколько вопросов возникло у депутатов и чиновников, когда «Укртелеком» в прошлом году попытался выпустить евробумаги на $350 млн. Тогда руководство компании обвинили в попытке ее теневой приватизации за долги. Руководство «Укртелекома» не поспешило раскрыть карты, ограничившись стандартной формулировкой «с целью повышения капитализации и инвестиционной привлекательности компании». И вообще предпочло уйти в «кусты»: отложить заемное привлечение внешних кредитов «до утверждения акционерами инвестиционной программы». Учитывая заявление Президента о возможной продаже компании, надо только помнить о прозрачности.


«Укртелеком» можно было легко продать по «криворожсталевскому» сценарию: быстро, дешево, «своим». Последнее — важно: «свои» не будут заглядывать в зубы дареному коню. Любой другой покупатель будет просто обязан провести аудит «Укртелекома» — иначе его акционеры не простят такой покупки. Причем аудит даже не независимый, а свой собственный, с пристрастием. Чтобы найти все возможные червоточинки, которые в будущем могут обернуться большими проблемами. Между тем, пока привести отчетность «Укртелекома» к западным стандартам не может даже Ernst&Young, выступающий в качестве «своего» аудитора…


Аналогичные вопросы к прозрачности возникают не только по поводу кредитной политики «Укртелекома». Взять хотя бы политику техническую. Когда UMC заключает контракт по оптимизации сети с Motorola или когда «Астелит» выбирает Nokia и Ericsson в качестве поставщиков — вопросов у широкой общественности и правоохранительных органов не возникает. А вот когда национальный оператор платит более 100 млн. грн. другой известной фирме в рамках договора «о стратегическом партнерстве»… Или когда «Укртелеком» заключает значительное количество договоров на строительство первичной сети с фирмой, которая когда-то принадлежала его нынешнему председателю правления… Или когда в договорах на поставку оборудования с известным мировым производителем прописывается предоплата в 90%… Потенциальный покупатель «Укртелекома» отреагирует на это однозначно: в лучшем случае торгом, в худшем — отказом от покупки.

zaytsev
Share
Published by
zaytsev