Государство

Емкая фаза продолжается

Энергоёмкость производства в Украине остается высокой. По данным Нацагентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов (НАЭР), в январе-июне на создание 1 грн. ВВП использовалось 0,75 кг условного топлива

Энергоёмкость производства в Украине остается высокой. По данным Нацагентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов (НАЭР), в январе-июне на создание 1 грн. ВВП использовалось 0,75 кг условного топлива

Это на 1,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако украинский показатель энергоемкости ВВП до сих пор почти в три раза превышает среднемировой. Поэтому эксперты оценивают его как один из основных сдерживающих факторов конкурентоспособности страны. И дело не только в том, что структура отечественной экономики (исоответственно ВВП) является далеко не сбалансированной — слишком велика доля энергоемких тяжпрома и химпрома, очень плохо развиты легкая промышленность и сферауслуг. Это, разумеется, совершенно арифметически раздувает показатель энергоемкости ВВП. Но наряду с этим превалирующая часть продукции в той же металлургии производится по устаревшей и энергоемкой мартеновской технологии. И цемент производится в основном старым мокрым способом, хотя в мире преобладает сухой способ, требующий затрат энергии в полтора-два раза меньше.

«Снижение энергоемкости ВВП — ключевой вопрос экономического развития Украины. Речь идет не об абсолютном сокращении потребления энергоресурсов, а о повышении эффективности их использования. Исключением может быть лишь уменьшение объемов потребления природного газа путем замещения его альтернативными видами топлива»,— считает Евгений Сухин, председатель НАЭР. В нашей стране, по его словам, проблема энергоэффективности производства обостряется в результате значительной зависимости от импортируемых энергоресурсов и отсутствия диверсификации источников снабжения. «Повышение цен на импортированный газ лишь заострило проблемы, которые на фоне общих заявлений и деклараций об энергосбережении накапливались в Украине годами»,— заявил «і» господин Сухин.

Помнению главы НАЭР, нашей стране необходимо увеличить использование альтернативных видов топлива. В целом часть нетрадиционных и восстанавливаемых источников энергии в мировых объемах энергопотребления составляет около 14%. А некоторые государства ставят цель достичь 40%. В Украине этот показатель сейчас составляет лишь 0,64%. Но наша страна имеет возможность улучшить показатель, потому что располагает собственными технологиями производства альтернативного топлива.

Это, по словам Евгения Сухина, должно помочь в достижении отмеченной в энергетической стратегии Украины цели: — к 2030 г. уменьшить использование природного газа до 49 млрд. куб. м в год. В2007 г., по прогнозам Минтопэнерго, Украине понадобится 71 млрд. куб. м. Также в НАЭР считают, что наша страна может развивать производство синтетического газа из бурого угля, торфа, отходов деревообработки и сельского хозяйства. По расчетам агентства, в перспективе Украина имеет возможность производить не менее 40 млрд. куб. м газа-синтеза ежегодно, что является эквивалентом 25 млрд. куб. м природного газа. Это, кстати, больше сегодняшней собственной добычи, которая держится на уровне около 20 млрд. куб. м.

Еще одно перспективное направление развития альтернативной энергетики — добыча метана из угольных рудников. «При условии привлечения инвестиций на внедрение соответствующих технологий и использования международного опыта весьма вероятно в ближайшие три года получить от 2 до 4 млрд. куб. м метана, а до 2030 г. — достичь уровня 6-9 млрд. куб. м в год»,— говорит Евгений Сухин.

Впрочем, именно дефицит инвестиционных ресурсов мешает реализовать программы энергосбережения на предприятиях. «Масштаб и уровень рентабельности деятельности большинства отечественных предприятий не позволяет им самостоятельно реализовать инвестиционные проекты ипрограммы по технической модернизации и энергосбережению»,— полагает директор Института проблем экологии и энергосбережения Сергей Ермилов. Еще одной причиной,препятствующей повышению энергоэффективности производства, он назвал ограниченный доступ предприятий к иностранным кредитам, с помощью которых могли бы финансироваться соответствующие программы. Международные кредитно-финансовые организации реализуют масштабные (в миллионы долларов) инвестпроекты по энергоэффективности, которые способствуют сокращению эмиссии парниковых газов. Однако отечественным предприятиям необходимо государственное содействие в получении доступа к этимкредитным средствам, а сегодня такая поддержка практически отсутствует.

Предприятия также не используют возможности, которые появились после ратификации Украиной Киотского протокола. К примеру, расчеты Института проблем экологии и энергосбережения показывают, что отечественные металлургические предприятия имеют большой потенциал энергосбережения именно за счет использования механизмов реализации Киотского протокола. Они открывают дополнительные источники привлечения инвестиций в фундаментальные секторы экономики, которые во всем мире проблемные с точки зрения экологии. По оптимистическому сценарию, в модернизацию метпредприятий таким образом можно привлечь EUR1,9-2,5 млрд. Это составляет 26-33% общего объема инвестиций, необходимых на эти цели.

tamila
Share
Published by
tamila