Вопрос: Коалиция поддержала вас в парламенте 257 голосами. Не является ли это результатом вашей встречи с Александром Морозом?
Ответ: Не коалиция, а твердое парламентское большинство поддержало меня, признав указ президента противоречащим Конституции. А с председателем Верховной Рады надо встречаться чаще — тогда в стране будет больше порядка. Вот об этом я и говорил с Александром Александровичем.
В: По словам Юлии Тимошенко, президент и премьер договорились, что Александр Медведько будет генпрокурором, а Виктор Шемчук возглавит следственный отдел в ГПУ.
О: На то БЮТ и есть политическая сила, чтобы делать заявления. Кстати, а была ли Юлия Владимировна во время их беседы?
В: В какой срок должен вынести решение Шевченковский райсуд Киева, куда вы обратились с целью восстановления на посту генпрокурора?
О: По идее — в 90-дневный срок (23 августа.— «і»).
В: Будет ли Генпрокуратура нормально работать эти три месяца?
О: Я могу что-либо гарантировать, только когда нахожусь здесь. Все будет зависеть от того, какое решение примут суды.
В: Как вы относитесь к тому, что в пакете документов, необходимых для проведения внеочередных выборов, значатся изменения в Кодексе административного судопроизводства, согласно которым лица, назначаемые указом президента, могут обжаловать свое увольнение только в Апелляционном административном суде, чье решение обжалованию не подлежит? Кроме того, нормы КЗоТа к таким лицам не применяются.
О: Как это может быть? Президент — не Бог и не царь, есть же нормы, порядок. Меня нельзя было снять без согласия Верховной Рады, а теперь оказывается — можно. Но депутаты считают, что незаконно (указывает рукой на дверь, под которой сидят депутаты от Партии регионов и СПУ.— «і»). Любой суд действует от имени Украины. Почитайте решение — «постановление именем Украины».
В: И любой гражданин может оспорить в суде ваше увольнение?
О: Да. Если ты за Пискуна подашь в суд, то тебя прославят на весь мир. И как можно ограничить право гражданина обращаться в суд? В Конституции написано, что каждый гражданин имеет право на судебную защиту. А если кто-то захочет ограничить это право, то это не демократия.
В: Отменил ли Виктор Шемчук ваши указы как незаконные?
О: Нет, в канцелярии не зарегистрирован ни один его приказ.
В: Но в день оглашения указа президента Виктора Ющенко о вашем увольнении вы уволили Виктора Шемчука с поста заместителя генпрокурора — прокурора Крыма.
О: Уволил, и он не может быть и. о. генпрокурора. А у Виктора Ющенко свое видение процесса…
В: В четверг вы уволили и Николая Голомшу. Почему вы так быстро избавились от пропрезидентских заместителей?
О: Ни от кого я не избавлялся. Посмотрите, у меня пропрезидентские Кузьмин, Пшонка, Медведько, Корнякова, Кудрявцев. И у них у всех президент Виктор Ющенко.
В: Все-таки — кому сейчас де-факто подчиняются областные прокуроры?
О: Мне. И де-юре — тоже мне.
В: Были ли у вас конфликты с чиновниками из секретариата президента? Могли ли они послужить причиной вашей отставки?
О: У меня были небольшие конфликты с чиновниками из секретариата, которые пытались навязать мне свои мысли. Я не принимал их доводы, но это уже рабочие моменты.
В: Вы говорили о необходимости провести следственный эксперимент в кабинете Леонида Кучмы. Сейчас это кабинет Виктора Балоги. Как он отнесся к вашей идее?
О (смеется): Не знаю, но Балога может все!
В: Какие у вас отношения с Виктором Балогой?
О: Нормальные.
В: На последнем футбольном матче вы запечатлены на фотографии с президентом. О чем вы говорили?
О: Президент спросил: «Как дела?» Я ответил: «Все хорошо». Потом он спросил: «Ти ще працюєш?» На что я ему ответил: «Звичайно, працюю».
В: Будете ли принимать участие во внеочередных парламентских выборах?
О: Я написал заявление о выходе из Партии регионов еще 27 апреля — на второй день после назначения. Обязательно буду принимать участие, хочу по спискам БЮТ. Серьезно. Юлия Тимошенко — это сила!
В: БЮТ близок вам идеологически? И как к такому шагу отнесутся регионалы?
О: Просто Юлия Тимошенко — единственная, кто не принимала участие в скандале по моему снятию. Думаю, она не откажет. А Партия регионов отнесется с уважением. Но я еще не принял окончательного решения.
В: Как же кресло генпрокурора?
О: Это — моя пожизненная ипостась, вне зависимости от того, нахожусь я в нем или нет.
В: Но если вы пройдете в парламент, то наверняка будете претендовать на кресло генпрокурора.
О: Буду. Есть такое определение — вечный генпрокурор. Это у меня как бы цель жизни.
В: Вы еще заявляли о том, что Вам угрожали. Не опасаетесь ли повторения угроз?
О: Опасаюсь. У генпрокурора много врагов, поэтому я написал соответствующие письма в МВД и СБУ, чтобы мне была гарантирована безопасность. Ко мне подходила незнакомая женщина и сказала, что если я не заберу заявление из Верховного суда, то меня не станет — и чтобы я это запомнил. Потом мне позвонили по телефону и сказали: «Не играйся с нами, забери заяву».
В: Как вы оцениваете договоренности между президентом и премьером?
О: В ситуации, сложившейся вокруг Генпрокуратуры, президент нарушил договорные обязательства. Не знаю, какими они были, но чувствую это. Президент хочет не верховенства права, но — верховенства его личности. И все его указы направлены только на узурпацию власти.
В: Ваша оценка позиции СБУ и МВД в конфликте вокруг ГПУ?
О: Незаконно себя повело только руководство президентского Управления госохраны. Остальные правоохранительные органы вели себя адекватно и законно. Глава СБУ Валентин Наливайченко занял государственную позицию и работает строго в соответствии с законом. Но следственный отдел СБУ ведет себя не совсем корректно — не всегда сообщает Генпрокуратуре о возбужденных уголовных делах в установленный законом срок, не предоставляет копии процессуальных документов. Это свидетельствует о том, что начальник следственного отдела Службы превышает свои полномочия.
Святослав Михайлович Пискун родился 8 марта 1959 г. в Бердичеве Житомирской обл. В 1983 г. закончил юрфак Львовского госуниверситета им. Франко. 1990-1997 гг. — прокурор отдела, прокурор-криминалист прокуратуры Киевской обл., заместитель прокурора Киево-Святошинского р-на, зампрокурора Ирпеня, начальник следственной части отдела борьбы с оргпреступностью прокуратуры Киевской обл. 1997-2002 гг. — начальник следственного управления, замначальника налоговой милиции — начальник следственного управления налоговой милиции, замглавы ГНАУ. Июнь 2002 г. — октябрь 2003 г. — генпрокурор. 2004 г. — замсекретаря СНБО. Декабрь 2004 г. — октябрь 2005 г. — генпрокурор (восстановлен по решению суда). С 26 марта 2006 г. — народный депутат от Партии регионов. 26 апреля восстановлен в должности генпрокурора в третий раз, 24 мая — уволен.