Тем самым регионал говорит Народному союзу «Наша Украина», что тот останется без президента Виктора Ющенко — можно сказать, последней ощутимой опоры заглавной партии блока «Наша Украина».
Тем временем парламентарий-социалист Степан Бульба внес еще один любопытный проект закона, согласно которому общественный порядок может обеспечивать только милиция. То есть спецподразделения СБУ, подконтрольной господину Ющенко, не смогут вмешиваться ни в какие ситуации. Это не касается чрезвычайного положения, а также «особого периода». Что это за период такой, нигде не сказано. Отметим, что президент объявляет чрезвычайное положение, но только при скреплении указа подписями премьера и профильного министра. Поэтому шансы Виктора Ющенко на законных основаниях привлечь верные ему части стремятся к нулю.
11 народных депутатов из оппозиции, вошедших в прошлые четверг и пятницу в коалицию национального единства (КНЕ, новое название парламентского большинства, в которое парламентарии могут входить в индивидуальном порядке), останутся в своих фракциях до ближайших съездов блоков БЮТ и «Наша Украина». Как заявил «і» член парламентской фракции БЮТ Валентин Зубов, 13 перебежчиков будут исключены из партий, а также лишены депутатских мандатов. До того бютовцы — как примкнувшие к коалиции (пять человек), так и вошедшие в депутатскую группу Владимира Заплатинского «Независимая Украина» (семь из девяти — бютовцы) — будут официально числиться в составе своей родной фракции.
«Мы остались в БЮТ,— заявил «і» Александр Ковтуненко, перешедший в коалицию.— Во фракции были шокированы нашим решением». Господин Ковтуненко заверил, что совершил переход исключительно потому, что хочет работать на благо страны.
Ни в БЮТ, ни в «НУ» депутаты не писали заявлений о выходе из фракции, поскольку это единственное достаточное основание для лишения парламентария мандата. Но если в БЮТ царит единогласие относительно перебежчиков, то в блоке «НУ» какое-либо решение может быть заблокировано одной из партий — членов блока. Как сообщил «і» народный депутат от «НУ» Борис Беспалый, все попытки отменить эту норму наталкивались на сопротивление со стороны партии Анатолия Кинаха — ПППУ. Скорее всего, представители этой партии, оказавшиеся по спискам «НУ» в Верховной Раде, так и останутся формальными членами объединенной оппозиции, голосуя солидарно с большинством.
По информации «і», именно для предоставления таким перебежчикам права значиться членом коалиции без потери оппозиционного юридического статуса и была придумана коалиция национального единства. Однако заместитель главы парламентского регламентного комитета Сергей Сас, комментируя переформатирование большинства, отметил, что ст. 83 Конституции не предусматривает индивидуального вхождения депутатов в коалицию Рады. «Коалиция создается исключительно фракциями политических сил, прошедших на выборах в парламент»,— сказал «і» господин Сас. Он также добавил, что внести ясность в вопрос о статусе депутата, де-факто вышедшего из блока, но де-юре оставшегося в нем, может соответствующий законопроект или, в крайнем случае, внесение изменений в закон «О статусе народного депутата».
Сергей Сас и Борис Беспалый напомнили, что сейчас в Конституционном суде (КС) рассматривается представление о возможности лишения депутата его мандата на основании его исключения из фракции, а не самостоятельного выхода. Господин Беспалый предположил, что КС не удовлетворит это представление.