Вопрос: Премьер-министр Виктор Янукович объявил о создании Совета инвесторов при Кабмине. Сейчас правительство согласовывает списки. Как обычно отбирают претендентов?
Ответ: У каждого правительства был свой подход. Кабмин Юлии Тимошенко сформировал Совет предпринимателей из представителей малого и среднего бизнеса. Какой подход у нынешнего правительства, несложно догадаться. Виктор Янукович отдает предпочтение крупному бизнесу.
В: Чем вы так не угодили премьер-министру, что он решил ликвидировать Совет предпринимателей при Кабмине?
О: Причина очевидна. Мы были единственной структурой, которая реально доносила голос бизнеса до властных ушей. Звучание этого голоса, по-видимому, раздражало Виктора Януковича.
В: Быть может, дело в персоналиях?
О: Тогда что мешало правительству снять Ляпину, которая так его раздражала, но сохранить сам Совет предпринимателей, который никакого отношения к политике не имел?
В: Состав прежнего Совета предпринимателей подбирался исключительно под вас…
О: Ничего подобного, состав совета базировался на профильных союзах и предпринимательских советах, которые просто выдвинули меня как представителя интересов малого и среднего бизнеса.
В: По большей части это — мелкие отраслевые лоббисты.
О: Между прочим, в состав Совета предпринимателей входили и такие личности, как Александра Кужель (экс-глава Госкомпредпринимательства), которая никогда не отличалась антипатией к Виктору Януковичу. Туда же входил и Дмитрий Швец (экс-председатель Совета предпринимателей при Кабмине), который был правой рукой Виктора Януковича в правительстве. То есть никакого политического акцента совет в себе никогда не нес. Наше критическое отношение к действиям правительств Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова автоматически снимает с нас политический окрас.
В: А может, вопрос в акцентах?
О: Безусловно. Очевидно, малый и средний бизнес не в фаворе у действующей власти.
В: Госкомпредпринимательства выступил официальным инициатором ликвидации Совета предпринимателей при Кабмине. Руководство комитета заявляет о воссоздании совета уже при комитете. Как вам такое предложение?
О: Не вижу в этой идее большого смысла. Существование Совета предпринимателей имеет смысл только при органе, где существует реальная власть. А это либо Кабмин, либо Верховная Рада. Правительство получило дополнительные полномочия. Парламент не так давно также приобрел дополнительные полномочия и теперь уже своими постановлениями может давать поручение органам исполнительной власти. Поэтому мы решили ориентироваться на Верховную Раду.
В: В каком формате будет создан новый совет?
О: Сейчас мы ищем форму подачи. В украинском парламенте не существует аналогов такого совета. В Евросоюзе при всех парламентах с тем или иным названием работает совет, лоббирующий интересы предпринимателей. Мы будем обращаться к спикеру Александру Морозу, чтобы он предоставил нам дополнительные возможности и в итоге мы смогли сотрудничать со всеми комитетами парламента.
В: Госкомпредпринимательства планировали переделать в комиссию. Это реально?
О: В этом Кабмине данный законопроект будет бродить бесконечно. Правительство не понимает и того, что сегодня существует в структуре органов власти. Вместо того, чтобы читать юридические документы, они ведутся на советы политологов. Идею нацкомиссии правительство не понимает. А проблема очень простая. Орган, который должен принимать решение о приостановке постановлений министерств и ведомств, не может быть подчинен правительству.
В: А как вы оцениваете выполнение Кабмином закона об основах регуляторной политики?
О: Правительственные органы научились имитировать его исполнение. Большая часть правительственных регуляторных актов подлежала предварительному опубликованию, по ряду актов общественные организации даже писали свои предложения. На этом вся открытость заканчивалась. Анализ регуляторного влияния, приложенный к документам, читать грустно. Как правило, большая часть органов исполнительной властинекачественно выполняет свою работу. По сути, анализ не соответствует требуемым нормам. Полностью отсутствует фаза реакции на предложения со стороны предпринимателей и общества. Но главное, что никто из правительственных органов не объясняет, почему они отбрасывают те или иные предложения.