Государство

Юрис Стродс: «Надо делать все, чтобы разнообразить поставки углеводородов»

Вопрос: Транзит является одной из основных статей дохода латвийского бюджета. До 30% поступлений в казну обеспечивает транзит грузов, в частности, нефти и нефтепродуктов. Получается, что Латвия испытывает двойную зависимость от энергоресурсов России — как потребитель и как перевозчик?

Ответ: Мне бы не хотелось быть столь категоричным в оценках энергетических взаимоотношений России и Латвии. Нам есть что предложить друг другу в энергетической сфере, и эти возможности позволяют достичь взаимовыгодного сотрудничества.

Если же говорить о Латвии именно как о транзитной стране, то здесь хотелось бы вспомнить интересный факт, что первая железная дорога, построенная на территории Украины, соединяла города Ромны и Лиепая. По ней в конце XIX века транспортировали зерно.

Латвия и Украина уже подписали соглашение о сотрудничестве в транспортной сфере. Готовится к подписанию соглашение об использовании латвийской портовой инфраструктуры для перевозки украинских грузов. Рижский порт располагает свободными площадями, на которых можно строить терминалы для отгрузки зерна, металла и т. д. Любой порт следует рассматривать в контексте развития всей транспортной инфраструктуры страны. Ожидается увеличение грузопотоков по транспортному коридору Черное море — Балтийское море.

В: Как бы вы охарактеризовали нынешние украинско-латвийские экономические отношения?

О: В течение последних нескольких лет объемы торговли между нашими странами постоянно увеличиваются вопреки пессимистическим прогнозам отдельных украинских экспертов и предпринимателей, вызванным вступлением трех прибалтийских государств в Евросоюз. В 2006 году объемы накопленных прямых украинских инвестиций в Латвии увеличились на 86,1% — почти вдвое. В нашей стране зарегистрированы 337 предприятий с участием украинского капитала, Украина занимает 19-е место по количеству прямых инвестиций в основном капитале предприятий, зарегистрированных в Латвии.

Приоритетными сферами для делового сотрудничества являются судо- и авиастроение, высокие технологии развития транзитных мощностей, внедрение энергосберегающих технологий. Мы готовы к масштабному сотрудничеству с Украиной, готовы поделиться с вами опытом освоения рынка Евросоюза и работы с ЕБРР. Интерес латвийского бизнеса к Украине постоянно растет.

Латвия может представлять интерес для украинских предпринимателей с точки зрения размещения производства. Если конечный этап производственного цикла осуществляется в одной из стран Евросоюза, то товар считается произведенным в ЕС, следовательно, он беспрепятственно попадает на общий европейский рынок. В Латвии установлены самые низкие в Европе налоги. Предприятия, относящиеся к приоритетным отраслям промышленности, могут рассчитывать на финансовую помощь со стороны структурных фондов ЕС в том случае, если они зарегистрированы в стране — члене Евросоюза.

В 2006 году число зарегистрированных в Латвии новых предприятий и коммерческих обществ оказалось рекордным за последние 12 лет. В реестр предприятий были занесены 13,5 тыс. новых компаний (на 22,63% больше, чем годом ранее).

В: Есть ли возможность для наращивания экспорта украинской продукции в Латвию?

О: Латвия заинтересована в увеличении импорта из Украины свежих овощей и фруктов, в частности, арбузов и дынь, фруктовых масс для производства соков, кетчупов. Единственное требование — все эти продукты должны соответствовать европейским стандартам качества. Кроме того, Украина могла бы поставлять в Латвию рапс и рапсовое масло. В соответствии с директивами Евросоюза, определенный процент топлива должен быть биологического происхождения. Латвия не располагает достаточными площадями для выращивания рапса в необходимых количествах.

В: В этом году Украина намерена наконец-то присоединиться к ВТО. Как это отразится на динамике и характере нашей двусторонней торговли?

О: Вступление Украины в ВТО, предполагающее принятие общих правил игры, позволит решить некоторые проблемы. Прежде всего речь идет о правилах стандартизации и сертификации продукции. Украина настаивает на сертификации каждой партии товаров, давно поставляемых на местный рынок. На мой взгляд, подобные строгости уместны в отношении фирм и компаний, не являющихся традиционными торговыми партнерами или чья репутация вызывает сомнения.

В: В чем состоит латвийская стратегия энергобезопасности?

О: Латвия не интегрирована в общий энергетический рынок ЕС. У нас только один поставщик газа — Россия, и мы не соединены ни одним газопроводом с другими странами Евросоюза. Поэтому нужно делать все, чтобы разнообразить поставки углеводородов.

С 1 января 2007 года в Латвии приступили к реализации проекта трансъевропейской энергетической сети «Геологическое и экономическое исследование возможного подземного газохранилища в Латвии, в Добельском районе» общей стоимостью в EUR2,264 млн. В апреле прошлого года минэкономики подготовило и направило проект в Еврокомиссию, которая в конце 2006 года его утвердила, выделив финансирование в размере 50% от общих затрат. Главная цель исследования, которое планируют завершить до 31 декабря 2009 года, — изучить, как интегрировать систему газоснабжения Латвии в общую систему ЕС, развивая потенциал возможных подземных хранилищ.

Кроме того, я оптимистично настроен по поводу уже реализуемого проекта строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) по дну Балтийского моря. В протоколе о намерениях идет речь о том, что к нему может присоединиться и Финляндия. Если результат упомянутого мной исследования окажется положительным, то два больших города на побережье Латвии— Вентспилс и Лиепая — можно было бы соединить отдельной веткой с СЕГ.

Может быть, нашей стране стоит забыть различные спорные исторические аспекты и подумать о предложении своих возможностей. В контексте Латвии — это в первую очередь уникальное географическое место с подземными образованиями, которые можно приспособить под газохранилища.

В: Планируется ли участие России в каком-то этапе создания будущего газохранилища?

О: Будет объявлен тендер, и строительством займется тот, кто победит. Победителем имеют шансы стать и Россия, и Германия. Но прежде необходимо выяснить, позволяют ли подземные пустоты создать газохранилище, и если да, то какой емкости.

Я не Эйжен Финк (известный латвийский предсказатель.— Авт.) и не Нострадамус, чтобы предвидеть будущее, но первые неформальные переговоры с этими странами уже состоялись, и они не были негативными. Правда, в проекте подземного хранения газа у Латвии могут появиться конкуренты, например, Голландия. Поэтому надо точно выяснить собственные возможности, а также рассчитать, выгодно ли это экономически.

dolinchuk
Share
Published by
dolinchuk