С недавних времен в мире спорта Украина известна не только своими боксерами, футболистами, шахматистами и фехтовальщиками. Свои братья Кличко и Русланы Пономаревы есть и в таком новом и динамично развивающемся виде спорта, как киберспорт. Сейчас эта сфера в Украине уже приобрела все черты профессиональных видов спорта
По мере того, как оцифровке подвергались все сферы жизни, не минула эта участь и спорт. Впервые получив признаки классического спорта в 1983 г., киберспорт (соревнования по компьютерным играм) вышел на уровень международных соревнований в 1997 г., а сейчас стал отдельным видом профессионального спорта с миллионами поклонников и многомиллионными бюджетами. Немало активных игроков и в Украине.
Добиваться значительных успехов на международной киберарене украинцам удается пока что только в одной дисциплине — Counter-Strike. В активе киевской команды Natus Vincere (в переводе с латыни — «Рожденный побеждать») два десятка побед, включая дюжину первых мест. Среди недавних крупных побед — золото на World Cyber Games 2010 (это крупнейший мировой чемпионат по киберспорту) и золото на Intel Extreme Masters V World Championship в марте этого года.
Как сообщил «i» директор команды Natus Vincere Александр Кохановский, в этом году команда намерена принять участие в 10-12 международных соревнованиях, и еще в пяти-шести — регионального уровня (Украина и СНГ). Большинство соревнований уже анонсированы, уточнению подлежат лишь конкретные даты их проведения.
Сейчас уже можно сказать, что и в Украине киберспорт является профессиональным спортом со всеми вытекающими последствиями. По словам господина Кохановского, спортсмены живут за счет спонсоров (у команды Na Vi их сейчас шесть.— Ред.). С учетом бонусов и призов доходы каждого из пяти участников команды сопоставимы с зарплатами топ-менеджеров в Украине. Спортсмены заключают контракты (обычно на год), их могут перекупать (обычно стоимость трансфера эквивалентна годовой зарплате). Они посвящают киберспорту все свое время — перед соревнованиями приходится тренироваться по 8-10 часов в день.
Наиболее преданная новому виду спорта Южная Корея. В этой стране наиболее популярны игры Warcraft III и Starcraft (обе — стратегии в режиме реального времени, разработчик — Blizzard). Трансляцией матчей занимается сразу два телевизионных канала. Самые успешные и популярные игроки получают вознаграждения, сравнимые с футбольными на Западе, они разъезжают на бронированных лимузинах, их фамилиями и фотографиями пестрят первые полосы местных газет. Похоже, игроки давно перешли грань между развлечением и работой — профессиональный игрок в Starcraft успевает совершить несколько сотен действий в минуту.
В Украине же развитие киберспорта пока что сдерживается небольшой емкостью рекламного рынка. Если по уровню игроков наша страна уже достаточно конкурентоспособна, о чем говорят и победы отечественной команды в международных чемпионатах, то по степени интересности для рекламодателей ситуация пока оставляет желать лучшего, сетует Александр Кохановский. Впрочем, он надеется, что с очередными победами украинских киберспортсменов интерес постепенно будет расти.
Директор Natus Vincere не исключает даже, что через год-два киберспорт включат в официальный перечень видов спорта в Украине. «i» не удалось получить на этот счет комментарий представителей отдела развития неолимпийских видов спорта Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. Однако исходя из состава текущего списка неолимпийских видов спорта, который насчитывает 50 пунктов, включая покер, танцы и чирлидинг (поддержка команд), можно предположить, что это не будет сложно.
________________________
* Искаженное название фильма «Я —
киборг, но это нормально» южно-корейского режиссера Пак Чхан Ука