Президент Украины Виктор Янукович предложил лишить парламент полномочий назначать судей, главу миссии наблюдателей ПАСЕ могут снять с должности за «призыв к революции в Украине», закон о клевете с оговорками отозван — таковы основные события недели.
Виктор Янукович инициирует исключение Верховной Рады из процедуры назначения судей. Об этом сообщил главный государев слуга в сфере правосудия, руководитель главного управления Администрации президента по вопросам судоустройства Андрей Портнов на 1-м судебном форуме Ассоциации юристов. “Следующая позиция — полное отстранение парламента и других политических органов от процесса назначения или избрания судей на должности,— сказал советник президента.— Решение о назначении будет принимать Высшая квалификационная комиссия в том порядке, в котором она сегодня уже работает. Это — тестирование, конкурсные принципы». Вроде правильно — разделить эти ветви власти. Но, как всегда, у нас простая ситуация складывается парадоксально.
С одной стороны, еще в начале года ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы) рекомендовала сделать это, дабы, таким образом, аполитизировать правосудие. Но с уходом Василия Онопенко с поста председателя Верховного суда сфера правосудия контролируется регионалами. В частности, членом ПР, председателем парламентского комитета по вопросам правосудия Сергеем Киваловым. Конечно же, он сразу поддержал инициативу президента и выступил за лишение ВР права назначать на должность судей. И с обязательной ссылкой на ПАСЕ, разумеется. «Я поддерживаю мнение ПАСЕ о том, что Верховная Рада не должна принимать участия в процедуре назначения судей. Прежде всего, чтобы избежать политизации этого вопроса»,— отметил он. И для реализации этих европейских рекомендаций необходимо внести изменения в Конституцию. «Это реально. Ведь благодаря действующей власти в ближайшее время заработает Конституционная ассамблея. А это, вне сомнений, приблизит необходимое внесение изменений в Конституцию»,— добавил он.
Как заработает Конституционная ассамблея «благодаря власти» и все, что нужно этой власти, быстро примет.
В Венецианской комиссии сидят не полные дураки, и там заметили одну деталь: практически все административные должности в судах заняли судьи, являющиеся выходцами из Донецкого региона. Включая избрание председателем Высшего административного суда Игоря Темкижева, который был председателем Донецкого апелляционного хозсуда. И это их «обеспокоило». Но не более. Получается, что теперь у нас полностью независимое от Верховной Рады «донецкое» правосудие. И хотя Сергей Кивалов — из Одессы, но еще со времен оранжевой революции он доказал преданность донецкому делу. И может даже считаться «почетным донетчанином».
Оппозиция отметила этот зазор между желаемым в Европе и действительным в Украине. Глава парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктор Швец (БЮТ-Батьківщина) надеется, что Верховная Рада не поддержит президентскую инициативу: «Лишение парламента права назначать судей автоматически сделает их зависимыми от Администрации президента. За всем этим стоят коррупционные интересы». Все правильно. Именно поэтому провластное большинство обязательно проголосует за эту поправку. Потому как ПАСЕ ко многим вопросам предъявляет формальные требования, а наша власть их решает «по понятиям».
Но формальное отношение к некоторым вопросам и с самой ПАСЕ сыграло злую шутку.
Пошутил
Главу миссии ПАСЕ наблюдателей за украинскими выборами Андреаса Гросса могут снять из-за «призыва к революции в Украине». Он высказался на эту тему в интервью. С заявлением о необходимости его отставки в четверг выступил его коллега Роджер Гейл (Великобритания). Он обвинил господина Гросса в предвзятости и недопустимом поведении: “Руководитель миссии в Украине сформировал свое мнение заранее, еще до того, как в стране прошли выборы. Фактически он призвал украинцев к новой революции. Я надеюсь, что бюро отреагирует на это и заменит главу делегации».
Просто Андреас Гросс, видя довыборные манипуляции украинской власти (вроде замены председателей окружных избирательных комиссий на людей, преданных Партии регионов), заявил, что «ситуация с демократией в Украине по ряду показателей хуже, чем в России», и допустил, что «украинцы снова проведут революцию лет через 25». Любому понятно, что «через 25 лет» — фраза ироничная. Однако британский парламентарий не понял юмора своего швейцарского коллеги. Стали раздувать дело. Андреас Гросс стал уже в оправдание себе придумывать, что это-де «трудности перевода». И сейчас, вот, в пятницу будет рассматриваться вопрос о привлечении Андреаса Гросса к ответственности на бюро ПАСЕ. У них по части формальности — явно свои перекосы.
Кто больше врет?
Партия регионов не гарантирует, что не вернется к голосованию за закон о клевете после выборов. Об этом в комментарии журналистам сказала депутат Елена Бондаренко.
“На самом деле, мы не гарантийный банк. Мы не будем давать гарантий. Все будет зависеть только от ситуации в стране. В данной ситуации мяч остался на стороне журналистского пула, потому что проблема использования клеветы в журналистском труде осталась. Ее никто не снял»,— заявила член Партии регионов, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации. Ей виднее: депутат — бывшая донецкая журналистка.
Здесь можно вспомнить еще одно высказывание госпожи Бондаренко на тему украинских СМИ: «Журналистика в Украине больна теми же пороками, что и политика. Она — так же продажна, так же субъективна, так же непрофессиональна… Свобода слова в Украине есть. К сожалению, она идет рука об руку со свободой вранья и полной безответственностью за это вранье”. В таком случае логичнее было бы начинать с головы, то бишь с политики, и принимать закон о «депутатском» вранье, которого в разы больше и которое имеет гораздо более масштабные последствия, чем ложь в СМИ.
Коммунисты грозились не поддержать отмену «закона о клевете». А известный, не меньше барона Мюнхгаузена, своей беспримерной правдивостью регионал Михаил Чечетов был категоричен: «Мы дадим голоса и проголосуем. Вопрос в том, проголосует ли за это постановление оппозиция. Если нет, и так случится, что постановление не будет проголосовано, так как оппозиция не даст голосов, я предлагаю журналистам повесить имена и фотографии всех оппозиционеров, которые не проголосовали за закон, на всех столбах в Киеве». Однако «за» было 349, а «против» — всего один, регионал Василий Киселев. Михаил Васильевич, мы предлагаем Вам начинать развешивать на столбах его снимки. Фото Киселева есть на сайте Верховной Рады.