Власть усилила гарантии независимости судей — соответствующий закон уже подписал президент Виктор Янукович. Правда, для усиления такого рода крайне необходимо, чтобы эти гарантии вообще существовали в природе. Ведь ноль, умноженный на любое число, даст ноль. По крайней мере, до тех пор, пока неизменным остается узкий круг лиц при власти, от движения пальца которых полностью зависит карьера любого служителя Фемиды в Украине
На прошлой неделе глава государства Виктор Янукович подписал закон, вносящий изменения в целый ряд других законов и имеющий главнейшей целью усилить гарантии независимости судей. Напомним, что речь идет о законопроекте №10425, автором которого господин Янукович и является. Документ был зарегистрирован в парламенте в мае, а уже в конце июня народные депутаты проголосовали за него в первом чтении и в целом.
Ранее «і» уже писали о том, что данный документ содержит, по сути, три ключевые новации. Во-первых, решения Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) по бессрочному избранию судей делаются еще более обязательными для парламента, чем раньше.
Во-вторых, удовлетворение представлений Высшего совета юстиции (ВСЮ) касательно назначения судей на первый пятилетний срок делается еще более обязательным для президента, чем сегодня. Правда, не без нюансов — глава государства получает право инициировать перед компетентными органами проведение проверок в отношении кандидатов в судьи, если на то есть соответствующие обстоятельства. Излишне напоминать, что сегодня у главы государства такой явной законодательной возможности нет.
И наконец, в-третьих, новый закон ограничивает участие прокуроров в процедуре привлечения судей к ответственности за нарушение присяги или за дисциплинарный проступок. Данное положение следует, вероятно, считать наиболее принципиальным. Ведь, с одной стороны, в ВСЮ имеется серьезная прокурорская квота, насчитывающая ныне три человека из 20 членов данного органа. С другой стороны, за историю ВСЮ нередки случаи, когда прокуроры требуют увольнения судей за нарушение присяги именно в контексте деятельности прокуратуры. И в итоге получается, что прокуроры имеют мощный рычаг влияния на карьеры судей, а судьи, в свою очередь, соразмерного ответного рычага не имеют.
Данную законодательную инициативу главы государства, вероятно, можно было бы рассматривать как прогрессивный шаг вперед, если бы не одно большое «но». Какой бы закон сегодня ни принимался на усиление независимости судей, все равно неизменным остается тот небольшой круг людей, в чьих руках сконцентрированы исчерпывающие рычаги влияния на карьеры судей.
И при таких обстоятельствах разве имеет особое значение для подавляющего большинства украинских граждан, будет ли участвовать в процедуре назначения судей президент или парламент — в процедуре избрания судей? После победы Виктора Януковича на президентских выборах-2010 отечественные судьи предельно четко поняли, кто в доме хозяин. Есть смысл предположить, что их теперь никакими усиленными гарантиями не свернешь с единственного истинного сегодня пути в Украине.
С другой стороны, сегодня под абсолютным контролем Партии регионов находятся парламент, определяющий правила игры для всей судебной системы, и Кабмин, выделяющий средства на финансирование всех без исключения судов. Ну и естественно, что отечественная судебная система прямо-таки вырисовывается как эдакий оплот независимого и незаангажированного правосудия.
Посему упомянутый выше законопроект №10425 стоит, вероятно, рассматривать как небольшое перекраивание балансов между лицами, претендующими на серьезное влияние в пределах судебного мира. При этом в данном документе вполне можно усмотреть глубокий реверанс в сторону Европы и США, критика которых в отношении украинской судебной системы сыплется уже ураганным огнем.
Правда, проблема состоит в том, что регионалы пытаются сгладить этот огонь формально-косметическими, а не концептуальными изменениями правил игры в судебной системе. Но на Западе должны быть прекрасно осведомлены об истинном положении дел в украинской сфере правосудия — превратилась ли она во вполне прагматичный бизнес-проект и дает ли она огромные и разнообразные выгоды вполне конкретным людям?
Ну а пока действующая власть пытается занять нужную позицию перед Западом, у подавляющего большинства украинских граждан есть гораздо более насущный вопрос: когда же власть в конце концов поставит во главу угла в своих реформах интересы и потребности украинского общества в справедливом и независимом правосудии? Наверное, тогда, когда сами граждане будут обладать достаточной гражданской позицией, чтобы понимать, что они своими руками приводят к власти людей, намеревающихся извлекать из этой власти исключительно свои необъятные выгоды.