Политика

В СИЗО на Мераба Суслова оказывают давление, говорят его адвокаты

Осужденного к пожизненному заключения за организацию убийства Мераба Суслова содержат в карцере, и против него настраивают других заключенных. Об этом в ходе пресс-конференции сообщили адвокаты Суслова и правозащитники.

Напомним, что в ноябре 2012 г. Киево-Святошинский районный суд Киевской области вынес Мерабу Суслову приговор — пожизненное заключение за организацию убийства совладельца мебельного супермаркета «4room» Шабаба Алояна и двоих его охранников в октябре 2009 г. Аналогичный приговор получил и один из исполнителей, Давид Батикян.

По мнению следствия, причиной преступления стал финансовый конфликт. Следователи полагают, что, не достигнув компромисса в распределении долевого участия в бизнесе, Мераб Суслов решился на убийство.

Как уже писали «i», вскоре после вынесения приговора адвокаты Суслова подали апелляцию, ссылаясь на нестыковки в ходе следствия и слушания.

Теперь дело приобрело новый оборот — адвокаты и правозащитники заговорили об «особенном» отношении к осужденному уже в ходе действия приговора. Об этом они сообщили вчера в ходе пресс-конференции, куда также были приглашены омбудсмен и представители Государственной пенитенциарной службы.

По словам Марины Зайцевой, адвоката Мераба Суслова, после оглашения приговора и переезда Суслова из Киевского СИЗО в Бердичевскую колонию, у колонии и у Суслова возникли проблемы. В колонии сразу сообщили о специальном контроле, но не уточнили деталей по этому поводу.

Самого Суслова чаще содержали в карцере. По данным Зайцевой, неофициально в колонии перевод в карцер объяснили заявлением семьи потерпевшего, в котором сообщалось о привилегированных эксклюзивных условиях содержания Суслова, которые позволяют ему продолжать осуществлять преступную деятельность, вплоть до заказа убийств.

Недавно Мераби Суслов объявил голодовку, которую продолжал 21 день. Затем заключенного без уведомления вернули обратно в Киевское СИЗО, где администрация нагнетает обстановку, чтобы настроить против Суслова других осужденных. 

Аркадий Бущенко, еще один адвокат Суслова (а также исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека, в качестве адвоката был привлечен после того, как Суслова перевели в Киевское СИЗО) подтвердил, что администрация и колонии в Бердичеве, и Киевского СИЗО настраивает заключенных против Суслова.

8 ноября голодовку объявили заключенные столичного СИЗО, которые содержатся на территории «спецпоста» (территории, предназначенной для отбывания пожизненного заключения). Заключенные протестуют против ужесточения условий содержания и принуждения к отказу от тюремного питания.

«К Суслову повышенное внимание со стороны администрации и ужасные условия содержания — качество питания, медицинское сопровождение на самом низком уровне, отсутствие необходимой мебели в камере, антисанитария, холод. Суслов опасается за свою жизнь — он говорит, что всегда находится под надзором сотрудников спецназа, которые его сопровождают, но зачастую без опознавательных знаков», — говорит Бущенко.

В свою очередь, начальник Киевского следственного изолятора Роман Родчин опроверг факт голодовки в СИЗО. «Нет и не было такого», — заявил он. При этом Родчин подтвердил сложности в создании надлежащий условий содержания в СИЗО, с которыми сталкивались всегда. «Почему сейчас такой сыр-бор — не знаю», — говорит он. По его словам, международные наблюдатели недавно посещали СИЗО и подтвердили отсутствие нарушений.

Адвокаты жалуются, что не могут качественно оказывать помощь подзащитному. «Там даже нет возможности для переговоров с глазу на глаз. Мне постоянно приходится сталкиваться с препятствиями при организации свиданий. Даже когда переводили в карцер, то не предоставили ему право звонка адвокату и родственникам, чтобы сообщить об изменении условий содержания в колонии. Таким образом, нарушается право осужденного на получение квалифицированной юридической помощи», — считает Зайцева.

«Нет возможности оказывать правовую помощь, потому что постоянно сталкиваюсь с отказом к доступу к клиенту. С такими трудностями при работе с клиентами я раньше не сталкивался. При том что речь идет о кассации приговора о пожизненном заключении – то есть от ее результата зависит по сути судьба человека», — соглашается с Зайцевой Бущенко.

Чтобы впредь избежать подобных проблем, правозащитник Богдан Хмельницкий предлагает привлекать общественность к проверке СИЗО вместе с правозащитниками, как это принято за рубежом. У нас же СИЗО — закрытые учреждения, без возможности общественного контроля.

«Если власть не может контролировать условия содержания в СИЗО, то надо создать родительские комитеты из представителей семей заключенных, которые будут постоянно осуществлять проверки», — говорит Хмельницкий. По его словам, правозащитники готовы быть волонтерами.

Автор: Наталья Лоза

redaktsiya