Новый закон о языках, автомобильная война с Россией и перевод Луценко в комфортабельную колонию — таковы главные события прошлой недели.
Новые фавориты языкового закона
С языковым законом Кивалова & Колесниченко было две проблемы. Первая: если по этому закону каждая национальная община, где число носителей языка окажется не менее 10%, потребует введения статуса регионального языка (а это может быть и румынский, и венгерский) — на это не хватит ни денег, ни терпения. Однако цифра «десять» нужна была авторам, чтобы, продвигая русский язык, удовлетворить придирчивую Европу с ее языковой хартией. Вторая проблема: вопли национал-демократов о том, что государственный украинский язык станет беззащитен под «натиском» русского. Хотя напрашивается вопрос: что это за держава, в которой нужно защищать государственный язык от своих граждан?
Президент Виктор Янукович решил сгладить эти острые углы созданием рабочей группы по доработке языкового закона. Возглавила ее вице-премьер, министр здравоохранения Раиса Богатырева. На прошлой неделе группа приняла большинством голосов доработанный документ. Что характерно, первоначальных авторов не позвали, и проект мутировал до неузнаваемости. Поэтому гневу Сергея Кивалова нет предела.
Ведь не для того он с Вадимом Колесниченко были политическими фаворитами лета, чтобы к осени вдруг остаться ни с чем. За что боролись? Причем «обобрали» их свои! Богатырева даже на святое замахнулась: переименовала их детище. Теперь оно сухо зовется — «О порядке применения языков в Украине». Как сказал один из членов рабочей группы: «Нужно было понизить статус документа». А статус первоначальных авторов этим жестом понизили просто ниже плинтуса.
«Уязвленное самолюбие членов рабочей группы затмило их здравый смысл. Я не могу иначе объяснить того, что вместо выработки предложений по изменениям к закону «Об основах государственной языковой политики» вдруг, как черт из табакерки, возник новый документ. У меня язык не повернулся бы назвать это новшеством, так как от него повеяло совком, забытой бюрократией»,— запальчиво обвинял «коллег» уязвленный Кивалов. Известный демократ сейчас очень озабочен, что «этими предложениями нарушается Европейская хартия о языках». И свирепо добавил: «Подобные предложения не имеют шансов на принятие Верховной Радой». Это по поводу того, что президент пообещал, что новый закон будет проголосован 27 сентября.
По новому законопроекту не предлагается придавать языкам нацменьшинств статуса региональных. Члены территориальной общины вправе только инициировать «меры, направленные на его защиту». Условие теперь для этого: проживание на определенной территории (село, город) не менее 30% носителей языка. И окончательное решение по поддержке языков принимает Верховная Рада.
Усилены меры по защите государственного языка (от своего, надо понимать, русскоязычного населения). Использование государственного языка является обязательным в судо- и делопроизводстве, в деятельности органов государственной власти, вооруженных силах, в сфере науки и образования и рекламе. В области информации и СМИ документ устанавливает 75%-ную квоту вещания (сейчас — 25%) на украинском языке от общего суточного эфира.
Раиса Богатырева в пятницу не замедлила откликнуться на «товарищеский» наезд господина Кивалова. «Речь идет о широком консенсусе представителей украинской интеллигенции, специалистов по языковому вопросу, вопросам культуры, духовности и развития национальных меньшинств. Интеллигенция помогает политикам исправить допущенные ошибки. И мне непонятно, почему по поводу деятельности рабочей группы поднимается волна чрезмерно эмоциональных заявлений. Группа напряженно работает. Уже после окончательного утверждения документы будут переданы президенту Украины и в Кабинет министров»,— отчеканила вице-премьер. Она дала понять этим заявлением, что ее консенсус гораздо шире консенсуса Кивалова & Колесниченко.
Автомобильная война вместо сырной
Доказывая России свою лояльность введением русского языка (да так, что РФ пообещала прислать в качестве «гуманитарной помощи» учителей русского языка, хотя зачем, если его могут снова преподавать старые учителя русского), Украина никак не может получить от соседки экономических бонусов. Напротив, РФ ведет себя крайне агрессивно. Только утихла сырная война, как наши страны оказались на грани автомобильной.
Кабмин Украины считает, что введение Россией с 1 сентября 30%-го утилизационного сбора на автомобили, поставляемые на ее территорию, не согласуется с нормами Договора о зоне свободной торговли СНГ. Введение этого сбора приведет, по мнению некоторых экспертов, к подорожанию украинских автомобилей в РФ на 10-12%.
Премьер Николай Азаров пригрозил России санкциями в ответ. Замначальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России Рустам Хакимов не исключил, что для автомобилей из Украины могут быть введены льготы при уплате утилизационного сбора.
Луценко в комфорте
Экс-министра МВД Юрия Луценко этапировали в Менскую исправительную колонию №91 в Черниговской области для отбывания наказания. Скандалы с опальным премьером Юлией Тимошенко заставили колонию поднять «социальные стандарты» хотя бы для VIP-осужденных. С Юрия Луценко было взято заявление на имя руководства СИЗО, в котором он сообщил, что «претензий к администрации СИЗО, медчасти и персоналу не имеет».
Менская исправительная колония №91 — заведение, где отбывают наказание бывшие милиционеры, пограничники, сотрудники СБУ и прокуратуры. Перед приездом туда экс-министра МВД пресс-служба пенитенциарной службы обнародовала видеоролик, в котором демонстрируются условия содержания в колонии. Вот до чего Тимошенко довела украинских тюремщиков: они теперь проморолики о своих заведениях снимают! Чтобы, глядя их, вся Европа умилилась: как отлично, наверное, Луценко будет сидеться в такой замечательной колонии. Пусть даже за весьма невнятные преступления.