Политика

Оппозиция опасается пыток

На рассмотрении Верховной Рады находится предложенный оппозицией законопроект, который предусматривает ужесточение уголовной ответственности за пытки, заведомо незаконные задержания, аресты и принуждение к даче показаний

За пытки — то есть причинение сильной физической боли или морального страдания путем побоев, мучения или каких-либо иных действий для получения признания, для наказания, запугивания или дискриминации, виновный будет наказан лишением свободы от трех до семи лет (сегодня применение пыток карается сроком от двух до пяти лет).

Те же действия, совершенные повторно или коллективно, будут караться так же, как и пытки по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости,— лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет (сегодня — от пяти до десяти лет). Для этого предлагается внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс.

Особенно суровые наказания вводятся для работников правоохранительных органов, что в нынешней редакции Уголовного кодекса не предусмотрено. Так, если пытал милиционер, тюремный надзиратель, сотрудник СБУ, пограничник во время исполнения служебных обязанностей, то он сядет в тюрьму на срок от 10 до 15 лет. А если жертва скончалась, то работнику правоохранительных органов предусмотрено наказание лишением свободы на срок от 12 до 15 лет или пожизненное заключение, которое в нашей стране является высшей мерой наказания.

Заведомо незаконное задержание или привод в милицию будет караться ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до пяти лет (сегодня за это лишают права занимать определенные должности на срок до пяти лет или отправляют в исправительный центр открытого типа на три года).

А незаконный арест или содержание под стражей будет караться лишением свободы на срок от пяти до семи лет (сегодня — от трех до пяти). Если эти действия повлекли тяжелые последствия или были совершены из корыстных побуждений, виновный в этом блюститель порядка сядет на срок от семи до десяти лет (сегодня — от пяти до десяти). То же наказание его ждет, если к задержанному лицу применялось насилие или издевательства без признаков пыток (сегодня наказание за это не предусмотрено).

За принуждение давать показания на допросе следователь может лишиться свободы на срок от трех до пяти лет (сегодня — только до трех лет). За принуждение с насилием и издевательствами его посадят на срок от семи до десяти лет (сегодня предусмотрено лишение свободы от трех до восьми лет). А если подозреваемый от этого умрет, то виновный может потерять свободу на срок от 10 до 15 лет или вообще получить пожизненный приговор.

Авторы законопроекта — председатель совета Объединенной оппозиции «Батьківщина» Арсений Яценюк и его коллега по фракции НУНС в Верховной Раде Геннадий Москаль — указывают на то, что в Украине участились случаи жестокого, нечеловеческого обращения с людьми в правоохранительных органах. Они приводят данные, согласно которым наблюдается тенденция к росту смертности среди задержанных. Так, в 2009 г. в следственных изоляторах зафиксировано 23 смертельных случая, в 2010 г. — 51 случай, а в январе-мае 2011 г. было зафиксировано около 20 смертей. По данным депутатов, в большинстве случаев причиной смертей были пытки и жестокое обращение со стороны правоохранительных органов.

Существующие наказания, по мнению депутатов-оппозиционеров, не соответствуют степени опасности таких преступлений. «Случай в Донецке 17 июня, когда задержанного пытали, засовывая милицейскую дубинку в задний проход, показал, что черта терпения уже перейдена. Мы с Арсением Яценюком встретились, и буквально за полдня написали этот законопроект»,— рассказал «i» Геннадий Москаль.

Изменения, которые оппозиционеры предлагают внести в Уголовный кодекс, предусматривают наказания не только за насильственные действия, как сейчас, но и за бездействие, которое причиняет мучения. «Сегодня издевательства могут быть классифицированы как пытка, если применяются избиения, засовывание спичек под ногти или удушение противогазом. Но есть случаи, когда больным сахарным диабетом или гипертонией не разрешают принимать лекарства, некоторым не дают пить или не разрешают сходить в туалет — это обращение по закону нельзя назвать насильственными действиями, и наказание за него сегодня не предусмотрено. Но иначе как пыткой это не назовешь»,— сказал господин Москаль.

Депутат признал, что «в 99% случаев виновные в издевательствах избегают наказания». «Виновных могут наказать, только если случай приобретает общественный резонанс и люди выходят на митинги и пикеты»,— отметил он. Закон, по словам оппозиционера, должен носить профилактический характер, «чтобы работники правоохранительных органов знали, что их ждет за жестокое обращение с людьми». Господин Москаль предположил, что законопроект будет рассмотрен на следующей сессии парламента, которая начнется 1 сентября.

Юрист Всеукраинского общества политических заключенных и репрессированных Александр Шевченко в разговоре с «i» отметил прогрессивный характер законопроекта. Ведь, по его словам, в европейской практике пытками считаются постоянно включенный в камере свет или музыка, угрозы незаконных действий относительно близких, которые практикуются в Украине. Правозащитник предполагает, что законопроект не случайно создан перед парламентскими выборами. «Есть основания считать, что выборы будут жесткими и могут выйти за рамки обычных мирных демонстраций. А законопроект может предупредить незаконные действия милиции относительно задержанных на митингах граждан»,— считает он.

Это подтверждает и Геннадий Москаль, по словам которого, законопроект послужит тестом для депутатов из большинства в Верховной Раде: «Нужна ли им милиция, которая защищает граждан, или та, которую люди боятся? Если депутаты большинства законопроект не поддержат, значит, они «крышуют» МВД, потворствуют пыткам и защищают тех, кто будет им помогать на выборах».

kislov