Дата проведения саммита Украина — Евросоюз (ЕС) остается по-прежнему неизвестной. Однако в Брюсселе заверяют, что их намерение провести встречу с президентом Виктором Януковичем в начале 2013 г. не изменилось.
«Могу официально сказать, что, скорее всего, если будут созданы надлежащие условия, саммит состоится в начале 2013 г. Эта позиция без изменений еще с сентября»,— сообщил пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давид Стулик. При этом он отказался комментировать информацию о том, что саммит не состоится, и поздно согласовывать даты, поскольку графики президентов Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и Совета ЕС Германа ван Ромпея уже составлены.
Несколькими днями ранее польская Gazeta Wyborcza распространила заявление главы миссии Украины при ЕС Константина Елисеева о том, что саммит Украина — ЕС не состоится, поскольку у европейцев «нет мотивации для его проведения». Он отметил, что саммит ЕС с Россией в текущем году состоится уже во второй раз. Одновременно дату проведения саммита с Украиной в Брюсселе не определяют, что является «довольно плохим сигналом».
Дипломат убежден, что такая ситуация является следствием проблемы экс-премьера Юлии Тимошенко, так как в ЕС считают, что семилетний приговор оппозиционерки имеет политический подтекст. «Как можно рассматривать эту проблему или другие в наших отношениях, если нет диалога на высшем уровне? Недостаточно технических разговоров, нужен диалог на уровне тех, кто принимает решение. Если у вас нет диалога с Украиной, значит, вы вообще не заинтересованы решить проблему»,— пожаловался главы миссии Украины при ЕС.
Правда, позже господин Елисеев поправил себя и заявил, что саммит с ЕС состоится «при любых условиях». Он выразил надежду, что дата его проведения будет обнародована на заседании министров иностранных дел 27 государств ЕС в этот понедельник. Тем не менее после министерской встречи дата отложенного саммита так и осталась неизвестна. Дипломаты лишь обсудили ситуацию в Украине после парламентских выборов.
Согласно многолетней практике, саммиты ЕС — Украина проводятся ежегодно: раз в ЕС, раз — в Украине. Последний саммит состоялся 19 декабря 2011 г. в Киеве. Таким образом, в этом году организатором саммита должна быть европейская сторона. Ранее Брюссель выдвинул ряд требований, выполнение которых позволило бы провести мероприятие в текущем году. В письме спикера высокого представителя ЕС по международным делам и политики безопасности Майи Косьянчич по данному поводу говорилось, что, «готовясь к ежегодному саммиту, ЕС ожидает от Украины реальных действий, особенно в трех сферах — проведении парламентских выборов, правосудии и реформах».
Не увидев большого прогресса по данным вопросам, европейцы решили дождаться парламентских выборов в Украине и уже после них определиться с датой проведения мероприятия. «Мы ожидаем результатов выборов и формирования нового правительства, чтобы начать подготовку следующего саммита Украина — ЕС. В связи с этим, вероятнее всего, саммит будет проведен в начале 2013 г.»,— сообщалось на официальной странице Еврокомисии в одной из соцсетей.
Несмотря на то, что украинскому руководству действительно удалось организовать и провести день голосования на должном уровне, миссии ключевых европейских организаций, а также отдельных стран были единогласны в том, что избирательный процесс был омрачен целым рядом нарушений. Указывалось на злоупотребление власти админресурсом и недостаток сбалансированного освещения выборов в СМИ. Однако особое внимание акцентировалось на том, что заключенные экс-премьер Юлия Тимошенко, а также бывший глава МВД Юрий Луценко так и не были допущены к участию в выборах. А скандал с невозможностью установления результатов выборов в пяти одномандатных округах добавил еще больше черных красок и без того подпорченной репутации украинской власти.
Напомним, что в настоящее время самым важным вопросом для украинского руководства является подписание и ратификация Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Об окончании переговоров по данному соглашению Киев и Брюссель официально объявили еще на прошлом саммите в декабре. В конце марта договор был парафирован. Однако дальше этой технической процедуры процесс не продвинулся.
По словам заместителя гендиректора Центра Разумкова Валерия Чалого, на сегодня Украина имеет очень мало аргументов, чтобы приблизить дату проведения саммита. «Но проблема даже не столько в дате, сколько в том, что Украине практически не с чем выходить на этот саммит. Имеются в виду новые позитивные сигналы для преодоления кризиса доверия к украинскому руководству со стороны ЕС и европейских политиков»,— сказал он в разговоре с «i». По словам эксперта, для того чтобы саммит действительно был содержательным, нужно решить вопросы, которые ставились перед Украиной и публично озвучивались европейским руководством, «как важные условия углубления дальнейших отношений».
«Если бы по трем направлениям — выборочного правосудия, проведения прозрачных парламентских выборов и реального проведения реформ — был какой-то прогресс, саммит состоялся достаточно быстро. Пока у наших партнеров есть серьезные аргументы не видеть прогресса»,— считает господин Чалый. Между тем политолог уверен, что многие технические вопросы, в том числе «выделение каких-то кредитных ресурсов, помощи в рамках Восточного партнерства и секторальное взаимодействие, будут происходить». «К саммиту стороны должны прийти с пониманием по вопросу Соглашения об ассоциации. Пока такого понимания нет. Пока даже даты подписания соглашения неочевидны. Я не вижу возможности подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли, по крайней мере, до середины следующего года»,— добавил эксперт.
Заместитель председателя парламентского комитета по иностранным делам Тарас Чорновил в интервью с «i» высказал мнение, что до 2015 г. для Украины в вопросе евроинтеграции никаких перспектив не предвидится. По его словам, само подписание Соглашения об ассоциации с ЕС еще не значит, что оно сможет вступить в силу. «После подписания договор не вступает в силу. Но его не будет по той причине, что правительства стран — членов ЕС напрямую зависят от своих парламентов. Если хотя бы одна страна, в частности Германия, будет против подписания — его не будет»,— сказал он. Депутат отмечает, что если бы подписание и состоялось, то ему бы еще предстояла ратификация во всех странах ЕС. «Сделать это абсолютно невозможно. Я даже не знаю, кто должен после 2015 г. прийти к власти и что он должен сделать, чтобы судьба этого договора выглядела не такой безнадежной, как сегодня. Нас загнали в тупик. Даже при Кучме с «кассетным скандалом», делом Гонгадзе мы не были так далеко от этого, как сейчас»,— говорит господин Чорновил.