Украинское правительство не намерено возвращать Минобороны России $405,5 млн., которые, как утверждают россияне, задолжала им корпорация «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), возглавляемая Юлией Тимошенко, под государственные гарантии.
В среду состоялось второе заседание суда по делу Минобороны России против правительства Украины. Представитель интересов украинской стороны Андрей Богдан в своем ходатайстве потребовал отклонить требования российской стороны в полном объеме. «Кабмин отрицает существование госгарантий и существование возможности взыскания этих гарантий по обязательствам ЕЭСУ с государства Украина из госбюджета. Мы считаем, что такие гарантии не предоставлялись, и были подписаны письма, выражающие личное мнение определенных чиновников, но государственных гарантий как таковых не существовало»,— заявил он.
Защитник обратил внимание на то, что действующее законодательство Украины четко определяет, что такое «госгарантии» и как они выдаются. В частности, они закрепляются или постановлением правительства, или его распоряжением. Кроме того, в материалах дела нет первичных доказательств, которые свидетельствовали бы о существовании долга государства Украина перед кем-либо, поэтому Кабмин просит предоставить такие доказательства. «Более того, срок исковой давности в очерченном конфликте интересов давно истек, поэтому украинская сторона не понимает, почему Минобороны России подает иск непосредственно к Украине»,— добавил господин Богдан.
На днях в Минобороны России вспомнили, что компания ЕЭСУ, которой руководила Юлия Тимошенко, задолжала ему $405,5 млн. (3,2 млрд. грн.). Такое внезапное озарение пришло не без помощи самой Украины, которая возобновила уголовное дело в отношении экс-премьера Юлии Тимошенко, ныне отбывающей наказание по «газовому» делу. Российская сторона утверждает, что эта задолженность возникла во второй половине 1990-х гг., когда возглавляемая Юлией Тимошенко ЕЭСУ не выполнила соглашение о поставках продуктов производственно-технического назначения для нужд российского оборонного ведомства от 1997 г. Правительство Украины, которое тогда возглавлял Павел Лазаренко, якобы предоставило российской стороне госгарантии. Российская сторона также потребовала привлечь в качестве ответчика Государственную казначейскую службу Украины. ЕЭСУ в деле фигурирует в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Предварительные слушания по иску Минобороны России состоялись 5 сентября. Следующее заседание Хозяйственного суда Киева по рассмотрению иска состоится 19 сентября. Такое решение огласил председательствующий по делу судья Анатолий Ивченко.
Адвокат госпожи Тимошенко Сергей Власенко заявил, что «никаких гарантий украинского государства по обязательствам ЕЭСУ перед Минобороны России не существует: ни хороших, ни плохих, ни оформленных, ни недооформленных». По его словам, если бы госгарантии были предоставлены, то их бы учитывали в госбюджетах Украины и России, а этого не было. Поэтому никаких оснований для удовлетворения иска нет. В то же время он не исключил, что суд может вынести решение не в пользу Украины, исходя из политических соображений.
Напомним, уголовное дело против экс-премьера Юлии Тимошенко по ЕЭСУ было возбуждено через несколько дней после решения Печерского суда, отправившего ее в октябре 2011 г. на семь лет в колонию за превышение полномочий при подписании газового соглашения с Россией в 2009 г. В этот вторник Киевский райсуд Харькова в очередной раз перенес рассмотрение дела на 15 октября из-за неявки подсудимой. Экс-премьер еще ни разу не присутствовала на судебном заседании по второму делу, ссылаясь на плохое самочувствие. С мая она находится на лечении в харьковской городской больнице.
Юлии Тимошенко вменяют в вину то, что, будучи руководителем корпорации ЕЭСУ, крупнейшего в то время импортера природного газа в Украине, она организовала уклонение от уплаты налогов на сумму почти в $1,3 млн. и совершила служебный подлог. Помимо этого, госпожа Тимошенко обвиняется в попытке перевести долг ЕЭСУ в размере $405,5 млн. перед Минобороны России на госбюджет. Защита обвиняемой заявляет о политических мотивах преследования оппозиционерки и утверждает, что таким образом президент Виктор Янукович пытается отомстить экс-премьеру за давние обиды.
Между тем в иске Минобороны России некоторые эксперты усматривают аспекты, которые могут быть выгодны как украинской власти, так и оппозиции. Ведь если суд откажет россиянам в удовлетворении иска, он тем самым признает, что у украинского Кабмина нет долга перед Минобороны России, а значит — нет предмета преступления Юлии Тимошенко. Если же иск будет удовлетворен, украинскому руководству придется платить долг. Однако это продемонстрирует международному сообществу, которое критикует действия режима Виктора Януковича, обоснованность обвинений против оппозиционерки.
Политолог Александр Палий считает, что своими действия в отношении Украины российская сторона пытается компенсировать проблемы, которые у нее есть в Европе. «Россия имеет большое количество проблем в Европе, связанных с Газпромом, и ей необходимо найти подходящего «мальчика для битья» и показать расширение своего геополитического и финансового влияния, а также получить конкретные деньги с кого-либо»,— сказал «i» эксперт. По его словам, такими действиями Москва также склоняет украинское руководство к большей сговорчивости в своих интеграционных проектах. «Не думаю, что это выгодно кому-либо в Украине. Это наше государство. Деньги государственные придется платить. Поэтому это не должно быть выгодно ни оппозиции, ни власти»,— добавил господин Палий.
В то же время директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко полагает, что иск Минобороны России преследует цель дискредитировать украинское правительство как институт гарантии. «Тимошенко всего лишь повод для того, чтобы показать, что украинский Кабмин неряшлив в работе с иностранными инвесторами и не несет ответственность по своим обязательствам»,— сказал «i» эксперт. По его мнению, позиция украинской стороны в суде достаточно «рыхлая и юридически очень слабая, которая открывает большие судебные перспективы», так как она отказывается признать сам факт гарантирования договора, по которому произошла невыплата.
«Не только Россия, но и другие стороны могут задаться вопросом: где гарантии, что сегодняшние договоры и инвестиции, которые попадают под солидные гарантии Кабмина, будут выполнены следующим правительством? То есть Москва нашла очень удобный способ показать, что у нас Кабмин меняется в зависимости от власти, а не является постоянно действующим органом исполнительной власти»,— считает господин Небоженко.