Украинское правосудие сегодня вряд ли отличается от какой-либо иной сферы общественной или государственной жизни в стране. В судах легко ощущается тотальное доминирование узкого круга людей при власти, не стесняющихся извлекать из этого самые разнообразные выгоды. И гражданам, по большей мере склонным терпеть и уживаться с текущей ситуацией, остается только надеяться, чтобы власть интересовало хотя бы еще что-нибудь, помимо своей собственной выгоды
Два года назад в истории украинской судебной системы началась новая эпоха. Поздно вечером 7 июня 2010 г. Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом новый закон о судоустройстве и статусе судей. И данный закон, являющийся основополагающим для работы всех судов и судей страны, имеет огромное значение — с какой стороны на него ни посмотри.
Во-первых, именно его регионалы с гордостью именуют своей судебной реформой. Во-вторых, именно эта судебная реформа стала первым и даже молниеносным преобразовательным шагом, затеянным командой нового президента Виктора Януковича сразу после его победы на президентских выборах 2010 г. И в-третьих, именно новый закон о судоустройстве и статусе судей четко проиллюстрировал суть нынешней властной команды, равно как и ее реальные цели во власти.
Так, сразу после президентской избирательной кампании 2010 г. перед юристами Партии регионов, коим было вверено создать и внедрить новые правила игры в судебной системе, стояли две ключевые задачи.
Во-первых, необходимо было лишить всяческого влияния в судах своих заклятых оппонентов — команду главы Верховного суда (ВСУ), экс-депутата от БЮТ Василия Онопенко, с которой регионалы с переменным успехом боролись с 2007 г. Во-вторых, главные рычаги влияния на судебную систему следовало надежно зафиксировать в руках действующей власти, а зоны влияния в судебной системе подлежали справедливому и четкому распределению между всеми заинтересованными провластными юридическими группами.
То, что принято сегодня называть судебной реформой, началось, правда, задолго до того, как в конце мая 2010 г. увидел свет проект нового президентского закона о судоустройстве и статусе судей. Первыми и, возможно, определяющими реформаторскими шагами нынешней власти в сфере правосудия стоит все же считать резонансные и тяжело проходившие выборы председателя Высшего совета юстиции (ВСЮ) — органа, которому в итоге предстояло стать главным центром влияния в судебной системе.
Последнее подтверждает хотя бы то, что на текущий момент все влиятельные юридические группы представлены в данном органе, в том числе — глава комитета Верховной Рады по правосудию Сергей Кивалов, министр юстиции Александр Лавринович и советник президента Андрей Портнов.
И 22 марта 2010 г. главой ВСЮ стал Владимир Колесниченко — экс-глава Печерского райсуда Киева и близкий соратник Сергея Кивалова. Как следствие, настало время для второго шага — доведения полномочий Высшего совета юстиции до нужных для регионалов кондиций. Эту миссию призван был исполнить законопроект №6109, изначально состоявший чуть ли не из одного предложения: документ всего лишь фиксировал, что акты ВСЮ могут оспариваться только в Высшем админсуде (ВАСУ). Именно в таком виде он и был проголосован в первом чтении.
Однако 28 апреля 2010 г. комитет Рады по правосудию, готовя законопроект ко второму чтению, внес в него столько правок, что сравнительная таблица к документу стала занимать 16 страниц. В таком виде законопроект №6109 был одобрен новым парламентским большинством во втором чтении и в целом — голосование состоялось 13 мая. Уже 14 мая документ подписывает президент Виктор Янукович, 15 мая новоиспеченный закон публикуется в официальном порядке, а в понедельник, 17 мая, ВСЮ запускает обновленные полномочия на полную мощь — начинаются первые реальные увольнения судей за нарушение присяги.
И задолго до одобрения судебной реформы парламентом власти удалось доказать, что неприкосновенных не осталось больше ни на одном уровне судебной системы. Это было проиллюстрировано увольнениями главы Окружного админсуда Киева Олега Бачуна, судьи Киевского апелляционного админсуда Игоря Бараненко и судьи ВСУ Александра Волкова. После этого на неофициальном уровне новые правила игры в судах окончательно утряслись — каждый судья в стране предельно четко осознал, в чьих именно руках находятся его судьба и профессиональная карьера.
В дальнейшем события уже развивались по инерции. В начале лета 2010 г. Виктор Янукович внес в парламент проект судебной реформы, а уже 7 июля законопроект был проголосован Верховной Радой во втором чтении и в целом.
Сегодня ситуация в украинской судебной системе законсервировалась сообразно описанным выше событиям. Последние ключевые кадровые решения в высших судах были приняты в конце прошлого года. И сегодня провластным юристам только и остается любоваться ритмичной и слаженной работой украинских судов, приносящих несметное количество разнообразных выгод.
Остается лишь надеяться, что все описанное выше станет хорошим уроком для украинских граждан. Ведь это именно они приводят к власти людей, которые из этой самой власти извлекают исключительно свои выгоды. И все, что происходит сейчас — это всего лишь закономерная ответственность украинцев за свои действия, решения и сомнительную гражданскую позицию.