Политика

Судей отправляют в утиль

Реформа судов в её нынешнем виде — это подрыв самой основы украинского общества. Нельзя добиться позитивных изменений в правосудии, противопоставляя судей обществу и повсеместно делая из них врагов общества. Таким путём можно добиться только одного — украинцы всё больше будут терять веру в то, что в Украине вообще возможно добиться справедливости. Смогут ли реформаторы полностью заменить всех судей в судах – ещё непонятно. Но своими заявлениями о том, что в судах — одни преступники, они ещё больше разжигают вражду и ненависть в нашем и без того кипящем от негатива обществе.

В преддверии заседания Венецианской комиссии, которое состоится 23-24 октября и где будут рассмотрены изменения в украинскую Конституцию в части судебной реформы, в Украине вновь бушуют страсти вокруг будущего наших судов и судей.

Ключевой пункт во всех дискуссиях вокруг данной реформы — необходимость того или иного переформатирования персонального состава судейского корпуса. С одной стороны, есть так называемый «мягкий» вариант — переаттестация всех действующих судей. Но, с другой стороны, громче и яростнее всего звучат в информационном пространстве страны заявления самых радикальных реформаторов — всех без исключения судей необходимо уволить и на их место набрать новых. Ну, потому что все судьи — сплошные коррупционеры с совковым мышлением.

Развал общества под видом реформ

Во всех этих дискуссиях необходимо учитывать ряд важнейших нюансов. Во-первых, консолидация и гармония в любом обществе существует только тогда, когда члены этого общества имеют ощущение защищённости и безопасности. Это ещё со времён жизни человечества в первобытной пещере так заведено. Упомянутое ощущение защищённости и безопасности зависит в определяющей мере от деятельности силовиков и судов и от доверия общества к ним. Силовики обеспечивают уверенность в том, что в кризисной ситуации граждане получат помощь и поддержку, а суды – уверенность в том, что в обществе можно цивилизованным путём добиться справедливости.

Именно поэтому крайне опасно огульно и любой ценой дискредитировать силовиков и суды. Радикальные обвинения, что в судах и органах правопорядка — одни коррупционеры, преступники и кумовья, ведёт лишь к утрате украинцами чувства защищённости и безопасности и, как следствие, к расконсолидации и распаду общества. И мы это со времён событий на Майдане наблюдаем на собственном опыте.

Во-вторых, то, что в судейских мантиях сидят исключительно преступники и от них нужно повально избавляться — это ложь и несправедливое отношение к работе наших судей. В судах ровно столько коррупционеров и преданных своему делу людей, сколько и во всех без исключения других сферах украинского общества. Не больше, но и не меньше, конечно же. И реформаторы не святые — их это в той же самой степени касается. Так что проблемы, объективно существующие в судах, проистекают не из проблем судебной системы самой по себе, а из системных проблем всего нашего общества.

В-третьих, именно поэтому крайне опасно для всего нашего общества проводить реформы в формате открытия новых фронтов и противостояний. Хотим реформировать суды — значит, нужно противопоставить суды всему остальному обществу. Мол, там сплошные коррупционеры, нелюди и дилетанты. Как следствие, если всех их устранить из системы и ввести в суды новых судей, то сразу жизнь в стране наладится и мы будем наслаждаться справедливым и независимым правосудием.

Проблема только в том, что судьи не существуют сами по себе — в полном отрыве от общества. Как раз наоборот — судьи являются полноценной частью нашего общества и точной его иллюстрацией. Когда мы начинаем противопоставлять и открывать новые фронты боевых действий (вот есть хорошие украинцы, а им противостоят плохие судьи), мы начинаем множить конфликты и раздоры в своём собственном обществе. Фактически это выглядит так, как если бы одна часть организма требовала избавиться от другой его части и тогда настанет всем счастье. Но если смотреть на ситуацию с позиции всего организма в целом — без фронтов и противопоставлений — то такая логика приведёт всего лишь к гибели или значительному повреждению всего организма.

В-четвёртых, попытка реформировать наши суды базируется прежде всего на тезисе, что общество судьям не доверяет. В качестве иллюстрации приводятся примеры соцопросов, где судам доверяют приблизительно 5% респондентов. Правда, сами реформаторы попадают в затруднения, когда их спрашиваешь — а вам и вашим реформам общество доверяет?

На этой неделе «i» опросили разных людей, причастных к судебной реформе, на чём основывается их убеждение в том, что общество доверяет непосредственно им и их реформам? Убедительных доказательств, что доверие общества находится на стороне реформаторов, «i» так и не смогли получить.

А это уже — несправедливость и двойные стандарты. Получается, что с судей должен быть спрос по полной программе. А с реформаторов спроса быть не может, потому что они стояли на Майдане, потому что они боролись с прежней властью, потому что их избрали на тех или иных выборах и т. д.? Но ведь это совершенно не означает, что текущее доверие общества к реформам и реформаторам выше, чем к тем же судьям.

Вообще, «i» сейчас отслеживают около десяти параллельно идущих реформ в Украине в самых разных сферах. И самое интересное, что вопрос доверия общества к реформам ставится во главу угла только в рамках создания новой полиции. На всех остальных направлениях — медицина, образование, госслужба, финсектор, прокуратура, борьба с коррупцией и т. д. — реформы проводятся без малейшего представления о том, есть ли понимание и доверие к ним со стороны общества или нет.

В то же время люди, создающие новую полицию, сами доказывают обществу, что им можно доверять. И это ещё не всё — они всеми силами стремятся к тому, чтобы получить доверие даже со стороны увольняемых ими людей. Напомним, что речь идёт сейчас о единственной реформе в Украине, которая может похвастаться реальными успехами и достижениями.

Без всестороннего доверия реформ не будет

Если бы проблема нашего общества заключалась только в судьях, всё было бы предельно просто и ясно. Но проблемы нашего общества гораздо более серьёзные. И связаны они в первую очередь с плохими внутренними состояниями членов нашего общества. Украинцы сегодня преисполнены агрессии, ненависти, неприязни, гнева, тоски, обид, страхов и т. д. Если каждый отдельный человек в нашем обществе решит проблему этих своих плохих состояний, то ему никакие прокуратура, милиция или суды не помешают быть счастливыми. И наоборот — никакая прокуратура, милиция или суды не сделают человека счастливым и не помогут ему избавиться от его плохих внутренних состояний.

Поэтому нападать на отдельные категории как на врагов — вот избавимся от судей, прокуроров, милиции и всё у нас наладится — это не реформа. Просто потому, что реформу внутри страны нельзя провести на основе вражды, недоверия и агрессии. Когда судей противопоставляют обществу, это только разжигает вражду и неприязнь внутри нашего общества — и ничего больше. Когда у общества вообще не спрашивают, доверяет ли оно реформаторам и реформам, это ведёт к полному отрыву реформы от реальной жизни общества. Когда в рамках судебной реформы даже не стремятся заручиться доверием и поддержкой со стороны самих судей и работников аппаратов судов, то это просто ничего не значащие разговоры о реформах.

В условиях огульного обвинения судей во всех смертных грехах и отсутствии плотной коммуникации с ними, судебная реформа вызывает у судей лишь страх и естественную попытку самозащиты от реформаторов. А защищаться служители Фемиды будут грамотнее кого бы то ни было в Украине — в соответствии с законами и принципами верховенства права. А в том же Евросоюзе именно это ставят на первое место, а не голословные обвинения и несправедливые наказания.

umanets