Факт задержания двоих российских спецназовцев в начале этой неделе в очередной раз подтвердил, что к конфликту на востоке Украины Россия имеет самое прямое отношение, хотя ее руководство в лице президента Владимира Путина продолжает это отрицать.
«Давайте говорить напрямую — мы не воюем с поддерживаемыми Россией сепаратистами. Это — настоящая война с Россией. Сегодня захватили двух российских военных, несколько недель и месяцев назад захватили двадцать и шестьдесят, соответственно, солдат российских специальных подразделений. Это — очередное сильное доказательство», — сказал президент Петр Порошенко в интервью BBC.
«Я хотел бы, чтобы мы четко понимали, что ситуация в Украине не является ни внутренним конфликтом, ни гражданской войной. Факт присутствия российских войск на нашей территории был доказан многократно и в разные времена на территории Украины присутствуют от 4 до 14 тыс. только российских регулярных военнослужащих — это данные не только украинские, это данные разведок наших партнеров в странах НАТО», — сказал он.
Напомним, что 16 мая в зоне боевых действий на востоке Украины были задержаны двое сотрудников Главного разведуправления Минобороны РФ — Александр Александров и Евгений Ерофеев. По информации спикера Генштаба ВСУ Владислава Селезнева, их взяли в плен в г. Счастье, где те пытались захватить стратегический мост. Позже СБУ обнародовала видео допроса российских спецназовцев, где они признаются в том, что являются российскими военнослужащими, и рассказывают подробности своего пребывания на Донбассе. Задержанным объявлено подозрение в террористической деятельности в составе т. н. «Луганской народной республики».
В то же время, Минобороны РФ утверждает, что задержанные — бывшие российские военные. «Мы проверили информацию украинской стороны — эти ребята ранее действительно проходили службу в одном из соединений ВС РФ и имеют военную подготовку. Более того, могу подтвердить, что к нам обратилось руководство Ассоциации ветеранов войск специального назначения с просьбой выйти по официальным каналам на Генштаб Украины с целью прекратить издевательства над своими ранеными товарищами со стороны сотрудников СБУ в ходе выбивания выгодных показаний», — сказал генерал-майор Игорь Конашенков.
В свою очередь, украинское руководство отправило России официальную ноту протеста. «Пребывание российских военных на территории Украины и их участие в боевых столкновениях с силами АТО ставит под сомнение заявления российской стороны о добросовестной имплементации Минских договоренностей», — заявил посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба.
Российская сторона в ответ направила ноту с требованием допустить к задержанным российским спецназовцам своего консула. Однако в украинском внешнеполитическом ведомстве сообщили, что внимательно изучат этот вопрос, подчеркнув, что будет приниматься во внимание подходы российской стороны к посещению украинскими консулами задержанных в России граждан Украины. Сообщалось, что пленные спецназовцы РФ, возможно, станут объектами отдельных переговоров между Генштабами России и Украины.
По мнению российского военного обозревателя и аналитика Павла Фельгенгауэра, Киев сможет использовать к своей выгоде пленение российских спецназовцев, но вряд ли оно станет поворотным пунктом в истории этого конфликта. «Совершенно очевидно, что российская позиция была заранее подготовлена — в Донбассе достаточно много наших военнослужащих и понятно, что время от времени кто-нибудь из них будет попадать в плен. Поэтому власти выработали ответ заранее», — сказал эксперт.
Он уверен, что признать этих двоих солдат российскими военнослужащими Москва не согласится ни при каких обстоятельствах. «Конечно, Минобороны требует их освободить, но признавать, кто отправил этих военных в Донбасс, не собирается. Брать на себя ответственность Россия не хочет, поэтому официально они останутся уволенными военнослужащими, гражданскими лицами. Эта позиция меняться не будет», — считает Фельгенгауэр.
«Возможности к освобождению этих пленных у российских властей ограничены — не могут же они организовать поход в Украину для спасения своих попавшихся военнослужащих. В принципе, возможны какие-нибудь сделки с украинской властью, но эти сделки, скорее всего, будут подковерными», — резюмировал он.
Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований «Соціовимір» Сергей Таран считает, что в данной ситуации Украина должна осуществить несколько важных вещей. «Во-первых, российских военнослужащих должен ждать честный и максимально публичный суд с привлечением журналистов, международной общественности, представителей правозащитных организаций. Публичный и честный суд — это задача номер один. Во-вторых, нужна демонстрация миру задержанных людей и максимально публичная кампания при участии дипломатических кругов, чтобы мир видел и понимал, что здесь происходит. В-третьих, нужно создать такие условия, чтобы остальные российские военнослужащие, которые воюют на территории Украины, могли понять: если они здесь попадут в плен и не совершили тяжких преступлений, им могут предоставить убежище и возможность пребывать в Украине», — заявил эксперт.
По его мнению, такой подход даст свой эффект, если информация будет доступна для максимально возможного числа россиян. «Эта история — как раз тот пример, который демонстрирует, как Россия отказывается от своих солдат. Нам же нужно показать, что в Украине тем, кто не совершил тяжких преступлений, может быть предоставлено убежище, чтобы они знали, что здесь иное отношение к военнослужащим, даже если они пришли в эту страну таким путем», — отметил политолог.
В завершение он подчеркнул, что задержанных спецназовцев можно обменять на украинских пленников, в том числе и на Надежду Савченко. «Этих задержанных также можно обменять по принципу «всех на всех», включая Надежду Савченко. Но — только после суда!», — резюмировал эксперт.
Дело по задержанию российских спецназовцев также будет передано в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) как доказательство присутствия войск России на Донбассе. «Мы работаем над тем, чтобы, когда придет время рассмотрения нашего заявления, все эти доказательства стали на украинскую сторону», — заявила первый замминистра юстиции Наталья Севостьянова.
Она отметила, что в Европейском суде сейчас есть 16 заявлений под общим названием «Украина против России», которые касаются фактов нарушения прав и свобод человека. «Результат от таких действий в правовой плоскости предусматривает победу Украины и определение статей Международной конвенции, которые нарушила Российская Федерация. Это и право на жизнь, пытки, право собственности, факт оккупации, аннексии территории. Но Россия пытается затянуть это дело», — добавила замминистра.
В СМИ ходят слухи, что в действительности ГУР Украины и СБУ получили не двух пленных, а трех, и третьим является высокопоставленный офицер ГРУ России, который, помимо прочего, имел при себе также и много секретной информации. В первую очередь, информация касалась точек размещения российских военнослужащих на территории Донбасса, в частности в Луганской области. Именно по этой причине на следующий день после их поимки начались масштабные перемещения российских подразделений по территории, контролируемой сепаратистами. Также сообщалось, что в течение недели была проведена полная смена всех явок, кодов связи, переформатированы ДРГ российского происхождения. Но главное — в ГУР Украины попала часть планов по подготовке нового наступления на Донбассе. В то же время видимо решается вопрос – показывать «третьего» или нет.
Вторая версия заключается в том, что «третий» якобы погиб, но информация все равно попала по назначению и в основном расшифрована. Другие источники сообщают, что такая операция не могла быть случайной, поскольку события вокруг ТЕС в Счастье и поимка спецназовцев — звенья одной цепи. Операция планировалась спецслужбами Украины и оказалась на удивление успешной. Странная и противоречивая реакция российской стороны на события вокруг спецназа из Тольятти подтверждает эту версию.