Политика

Власть выбрасывает людей на улицы

В рамках реформ, проводимых сегодня в Украине, намечены массовые увольнения людей. Под реальным или потенциальным ударом — многие сферы, в том числе система образования, суды, прокуратура, госслужба, милиция, здравоохранение и т. д. И в подавляющем большинстве случаев реформаторы не думают и не говорят о том, что будет с уволенными людьми и каково их будущее. А ведь это – многие тысячи украинцев, которые никогда не согласятся с тем, что с ними поступили справедливо. Как это скажется на атмосфере в нашем обществе и на результатах всех этих реформ — вопрос риторический.

В этой статье на примере двух параллельно идущих реформ в Украине будет продемонстрировано, почему в рамках одной из них царит уныние, недоверие и отсутствие энтузиазма, а в рамках другой — принятие, успех и чёткая перспектива. Речь идёт о сфере правоохранительных органов — и, в частности, о реформировании прокуратуры и создании национальной полиции. Различные результаты реформ прежде всего связаны с тем, что в первом случае игнорируются особенности нашего менталитета и реформа идёт даже в противоречии с ним. Создание же новой полиции проистекает по понятиям, на которые наше общество отзывается и которые соответствуют врождённому внутреннему мироощущению украинцев.

Реформа прокуратуры

Система органов прокуратуры сегодня находится в стадии реализации положений нового закона о прокуратуре. И в первую очередь прокурорские лидеры заняты созданием новых местных прокуратур, состав которых уже формируется на основе конкурсного отбора.

Проблема номер один – штат прокуратуры нужно сократить с 15 тыс. человек до 10 тыс. Как сообщил «i» первый замгенпрокурора Юрий Севрук, Генпрокуратура не может каким-то образом обеспечить будущее увольняемых 5 тыс. сотрудников – нет ресурсов и возможностей. Он также сообщил, что при обсуждении концепции и принципов реформы прокуратуры с представителями того же Евросоюза ни разу не подымался вопрос о том, что делать с людьми, уволенными в рамках данной реформы.

Такой подход жёстко противоречит нашему менталитету и вызывает в наших гражданах естественное ощущение глубокой несправедливости. У нас — коллективистский менталитет. Человек нашего менталитета естественным образом ожидает, что о нём власть позаботится и будет обращаться с ним справедливо. И если это естественное ощущение внутренней справедливости предавать и игнорировать, наш внутренний мир начинает бунтовать и возмущаться. Либо же впадать в апатию и обиды. Вот приблизительно та атмосфера, которая царит сегодня в прокурорских рядах.

И не только там. В рамках реформы госслужбы только в министерствах будет уволено не менее трети сотрудников — и никто не говорит об их будущем. В рамках реформы образования тоже необходимы будут увольнения, но о будущем учителей, лишившихся мест работы, тоже никто не говорит. А заявления наших политиков высшего уровня, что нужно уволить всех без исключения судей? То, что набрать новых нужно, — об этом говорят все, кому не лень. А что делать с оставшимися без работы судьями? Об этом – молчок.

Наш человек это всегда будет ощущать как обращение с ним не «по понятиям». А в нашем менталитете понятия всегда выше и дороже законов. Но самое главное – все эти уволенные люди уходят из систем, но никуда не деваются из общества. Они остаются полноценной частью общества – со своими обидами, злостью и возмущением. Это, естественно, будет способствовать консолидации украинского общества и снижению уровня неприязни украинцев друг к другу.

Второй актуальный на сегодня момент в реформе прокуратуры — это зарплаты. Фактически будущих прокуроров, ещё не прошедших все этапы конкурсного отбора, государство уже «кидает». Как сообщил Юрий Севрук, закон в этом отношении не выполняется и зарплата руководителя местной прокуратуры может составить всего 6 тыс. грн., а зарплата прокурора местной прокуратуры — не более 4 тыс. грн. По словам господина Севрука, прокуратуре в 2016 г. на эти цели необходимо ещё более 4 млрд. грн., в то время как Минфин им готов предоставить лишь 2 млрд. грн.

Вообще, в самом Юрии Севруке, когда он говорил о подобных вещах, чувствовалась внутренняя обида за происходящее. И эта обида просто перетекает в то, что прокуроры реализуют реформу лишь из принуждения, а не из внутреннего желания и энтузиазма. Ну не по понятиям это — что это за закон, который ничего не гарантирует и не обеспечивает? Власть автоматически лишается доверия граждан и обрекает свои же реформы на провал.

Создание национальной полиции

В процессе создания новой полиции царит другая атмосфера и другой подход — там говорят о принципах и ценностях работы полицейского и не говорят о тягостной необходимости выполнять закон (как у тех же прокуроров). Да, успех новой полиции вроде бы небольшой и локальный — всего лишь запуск патрульной службы в Киеве. Но при этом есть и конкретный результат — реальное доверие киевлян.

Создание новой полиции — это единственная реформа в стране, в рамках которой власть проявляет большой интерес к тому, доверяют граждане реформе или нет. На всех остальных реформаторских направлениях, о которых за последний месяц писали «i», об этом вообще никто не думает. Там вроде бы как власть сама по себе лучше всего знает, что и как нужно реформировать. Как следствие, все эти реформаторские потуги проходят в большом и даже непреодолимом отрыве от нужд и интересов общества.

В то же время Хатия Деканоидзе, советник первого замминистра МВД Эки Згуладзе, говорит о том, что согласно опросам МВД 80% киевлян доверяют новой патрульной службе. Это означает, что новая патрульная служба реально удовлетворяет нужды киевлян — иметь внутреннее чувство защищённости и безопасности в обществе.

Наш менталитет подразумевает, что мы не можем быть счастливы, если не делаем важное и ответственное дело на благо общества и если мы не выкладываем все силы на благо общего дела. Именно это поставлено на первое место при создании патрульной службы — полицейские являются важнейшим звеном в безопасности города и непосредственными защитниками определённой общности людей. Этот же принцип, как объяснила госпожа Деканоидзе, будет заложен и в проекте новых участковых, и в сфере кибер-безопасности, и при создании уголовного блока полиции — самых актуальных сегодня направлениях реформ в МВД.

Если наш человек работает в интересах общества, то общество начинает доверять ему и его работе. Мы подзабыли уже об этом, но для человека нашего менталитета нет ничего более дорого, чем доверие общества и людей, за которых он отвечает и ради которых он делает свою работу. Всё это реально вложено в фундамент патрульной службы и на это сердца украинцев отзываются автоматически.

В новой патрульной службе и другие вещи сделаны правильно. Во-первых, нет проблем с зарплатами, как в случае с прокурорами. Во-вторых, создание полиции — единственная реформа, где реформаторы по своей собственной инициативе заботятся об увольняемых людях. Как сообщила «i» Хатия Деканоидзе, каждый человек, который прошёл переаттестацию и соответствует требованиям новой полиции, обязательно будет интегрирован в новую систему. По её словам, МВД в силу своих возможностей пытается позаботиться и об остальных уволенных — через создание, к примеру, охранных агентств и схожие проекты.

Когда наш человек видит, что его увольняют, но при этом государство о нём хотя бы пытается позаботиться, а то и реально заботится, это вызывает ощущение внутренней справедливости. Или — ощущение соблюдения интуитивных понятий нашего общества. А больше ничего и не надо для налаживания гармонии внутри нашего перегретого неприязнью и стоящего на развал общества.

Реформы идут из ошибочного отправного пункта

Если наша власть при проведении реформ будет ставить во главу угла менталитет, нужды и интересы нашего общества, она сможет добиться ошеломляющих успехов в этих реформах. В рамках единственной успешной реформы в Украине — организации патрульной полиции в Киеве — стоят ценности и понятия, близкие мироощущению наших граждан. На всех остальных направлениях реформ во главе угла стоят верховенство права, права человека и законы. И стоят криво и без особого энтузиазма.

Верховенство права, права человека и законы — это краеугольные камни в организации западных обществ, что полностью соответствует менталитету этих обществ. Но все эти вещи никогда не будут определяющей ценностью для нашего общества – разве что инструментом или средством для достижения цели (как в случае с патрульной полицией). Повальное несоблюдение закона, царящие во всех сферах и слоях нашего общества, — прекрасный тому пример. И любой реформатор, игнорирующий такое положение дел и действующей вразрез с менталитетом своих граждан, наносит обществу только вред. И это сегодня — закономерный итог фактически всех реформ, проводимых в стране. И наши граждане должны отдавать себе в этом отчёт.

umanets