Политика

Тарас Костанчук: У меня возникает большое количество вопросов к «Михомайдану»

Акция под Верховной Радой, начатая 17 октября Михеилом Саакашвили, так и не нашла широкой поддержки. Организаторы митинга не смогли привлечь к протестам ни известных политиков, ни ветеранов АТО, на которых возлагали большие надежды. Лишь несколько десятков бывших бойцов добровольческих батальонов во главе с пресловутым Семеном Семенченко поддержали протестующих.

Как относятся ветераны АТО к тому, что происходит под стенами парламента, мы решили узнать у бывшего командира штурмовой группы батальона «Донбасс», а ныне общественного и политического деятеля Тараса Костанчука.

– Ваше имя устойчиво ассоциируется с ветеранским движением АТО. Интересно услышать Ваше мнение о событиях возле Верховной Рады: какое отношение к этому в ветеранском сообществе?

– Спасибо за добрые слова о моем имени, действительно, пытаюсь что-то делать в этом направлении, но думаю, Вы немного преувеличиваете. Непосредственно к теме – насколько я знаю, ни одна ветеранская организация официально не приняла участия в акциях протеста. Дело здесь только в доверии. Мы поддерживаем требования, мы согласны, что страна сейчас переживает мощный политический кризис, но есть много вопросов к организаторам.

– А именно?

– Во-первых, акция очень плохо координируется. В первые дни были провокации, даже призывы к силовому захвату власти. Это все очень «удачно» освещалось российскими СМИ. Возникает вопрос: если ты не способен управлять митингом в тысячу человек, то как ты будешь управлять государством?

Во-вторых, среди участников митинга были лица, которые, мягко говоря, не вызывают доверия. Для нормального существования государства нужна стратегия развития, и эту стратегию разрабатывает команда. Если нет единой сильной команды специалистов, любое дело обречено. Не может быть объединенной оппозиции. Как объединить Тягнибока, Бойко, Тимошенко? А все это – оппозиция к нынешней власти. Сейчас нужны кризисные менеджеры, настоящие реформаторы, которые способны спасти страну. Мы не увидели этого в лидерах «Михомайдана», как сейчас называют этот митинг.

В-третьих, организаторам не хватает юридических знаний. Требования, которые они выдвинули, являются весьма актуальными и правильными. Но кроме конечных целей, нужно четко прописать процедуру исполнения. Власть сейчас может согласиться на все требования и затем вполне законно затянуть процесс их выполнения на неопределенный срок.

– Вы упоминали о призывах к военному перевороту, которые звучали под парламентом. Возможен ли такой сценарий?

– Это вопрос к соответствующим службам – СБУ, социологическим агентствам, которые изучают протестные настроения. Очень надеюсь, что этого не произойдет, так как любой силовой вариант – это не только очень серьезная угроза существованию государства, но и совершенно бессмысленное событие, которое ни к чему не приведет. Я лично участвовал в двух революциях – в Оранжевой и Революции Достоинства. Был ранен во время столкновений на Майдане. Тогда это было необходимостью, потому что терпеть режим Януковича становилось невозможно. Но в то же время надо понимать, что путч, переворот, революция – это разрушение, и далеко не факт, что на руинах возникнет что-то хорошее. Если же говорить об Украине, то у нас уже сейчас руины. Нужно строить государство, именно такое, как мы хотим. Я верю, что сейчас ситуация не настолько критична, власть можно сменить мирным путем, на выборах, если необходимо – на досрочных.

– Есть мысли, как это сделать?

– Вот так вопрос! 5 президентов и 3500 депутатов за 26 лет не смогли ответить. У нас очень интересный менталитет, мы с легкостью устраняем одну бездарную власть, а на смену ей выбираем неизвестно кого и ждем, когда он построит из Украины Швейцарию. Надо воспитывать политическую культуру в обществе. Гражданин должен отвечать за свой выбор на референдуме, так как это касается не только его, каждый из нас выбирает будущее для 40 миллионов украинцев.

Также я принял бы закон о досрочных выборах. Не тот закон, согласно которому президент может распустить парламент. Должна быть ответственность должностных лиц, которых выбирают, перед избирателями. Если рейтинг доверия к депутату, мэру или даже президенту опустился до определенной отметки, автоматически назначаются перевыборы. Досрочные выборы – довольно распространенная практика в Европе, так почему мы должны ждать 5 лет? Не может управлять государством человек с рейтингом доверия ниже 10%, а именно такой показатель сейчас у Порошенко.

Я понимаю, что нужно принимать иногда непопулярные решения, но обратите внимание: основные проблемы, на которые сетуют граждане, – это коррупция, отсутствие реформ, непрозрачность решений и только потом – тарифы и инфляция. Люди обращают внимание на важное. Если бы мы увидели реальные результаты реформ, прозрачные расчеты на ту же коммуналку, если бы нам показали перспективы, рейтинг доверия к власти был бы значительно выше.

Подытожу. Первое – необходимо консолидироваться, не вестись на рекламу, популизм, фальшивые прогнозы, а выбрать именно тех, кто нужен сейчас. Второе – постоянно давить на власть. Это защита своих прав, предусмотренных законом, судебные иски, общественные расследования. Уличные протесты, митинги – тоже очень весомый рычаг, но только если они хорошо подготовлены и организованы, если соответствуют времени и интересам общества.

Это то, что мы можем делать именно сейчас.

 

Степан Василенко

Оксана Ельченко