Кровопролитные события последних лет в Ираке и Сирии активизировали процесс национального самоопределения курдов, которые самоотверженно борются с террористами из Исламского государства. Буквально сейчас разворачивается очередная драма, в ходе которой турецкие войска атакуют районы компактного проживания курдов в Сирии.
Курды, народ с таинственной историей численностью до 40 млн. человек, и в ХХІ ст. не имеет своего государства и разделен между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией. Этот народ остается непонятным для европейцев, хотя курды относятся к европеоидной расе. Их язык входит индоевропейскую семью, то есть является родственным большинству европейских языков, включая романо-германские, славянские, балтийские, греческие, кельтские и прочие живые и мертвые языки. Считается, что у всех этих языков есть общий прародитель – древний вариант санскрита, на котором якобы говорили древние индоевропейцы (арийцы), расселившиеся по Евразии от Атлантики до Индии.
Курды могут быть далекими родственниками современных украинцев. По одной из версий, предками современных курдов были скифские племена, которые в античности населяли, в том числе, Северное Причерноморье и стали одним их важных элементов в формировании украинского этноса.
К тому же, сейчас курды переживают этап национального возрождения, и скоро мы можем стать свидетелями появления курдского государства, тем более что зачатки государственности уже имеются.
Курдского государства нет, но есть Курдистан как историко-географическое понятие и территория, населенная преимущественно курдскими народностями. Он расположен в центре ближневосточного региона между 34 и 40° с.ш. и 38 и 48° в.д. С запада на восток Курдистан простирается на 1 тыс. км, а с севера на юг – до 500 км. Общая площадь составляет примерно 450 тыс. кв. км. Напомним, что полновесная территория Украины составляет немногим более 600 тыс. кв. км Свыше 200 тыс. кв. км входят в состав Турции, свыше 160 тыс. кв. км – Ирана, до 75 тыс. кв. км – Ирака, 15 тыс. кв. км – Сирии.
Количество курдов по странам оценивается: в Турции – до 20 млн, Иране – до 8 млн, Ираке – до 6,5 млн, в Сирии – до 2,5 млн. Если добавить зарубежную диаспору, получится до 40 млн чел., почти население Украины.
Единого курдского языка нет. Около 60% курдов в Турции, Северо-Западном и Восточном Иране, в Сирии, в части Северного Ирака говорят и пишут на диалектах курманджи с латинской и арабской графикой. До 30% курдов в Западном и Юго-Западном Иране, Восточном и Юго-Восточном Ираке, используют диалекты сорани, имеющие только арабскую графику. В Турецком Курдистане есть особая группа заза, использующая язык зазаки с латинской графикой, а родственным которому является диалект гурани у курдов региона Керманшах в Иране.
Курды многоконфессиональны, а в ХХ-ХХІ вв. среди них ширятся ряды атеистов. Большинство (75%) – мусульмане-сунниты. Шииты составляют до 20 %. Особую группу образуют езиды (до 200 тыс.), исповедующие особый культ, который соединяет элементы иудаизма, христианства, ислама, манихейства и зороастризма. Часть курдов относятся к алавитам, сочетающим элементы шиизма и христианства.
Во тьме веков
Курды и их предки издревле обитают на своей территории. Этим они отличаются от своих поработителей (арабов и турок) появившихся в этих местах соответственно в VII и ХІ-ХІІ вв. н.э. Формирование курдов началось в самом центре современного Курдистана – северной Месопотамии – в IV тыс. до н.э. Их прародителями считают хетто-хурритов, касситов и другие якобы арийские народы. Непосредственными предками курдов считаются ираноязычные пастушеские племена мидийцев, сформировавшиеся в регионе в середине I тыс. до н.э. Когда в регионе в VII веке появились арабы, курды как нация уже существовали, но национального государства не возникло из-за бесконечных войн, набегов, междоусобиц, нашествий, противодействия могущественных соседей.
Первый раздел курдских земель произошел в 1514 г. после битвы под Чалдыраном между Османской империей и Персией. Эта битва создала границу между Турцией и Персией, которая в основном сохранилась по сей день. Первый раздел Курдистана нанес непоправимый ущерб перспективе создания курдского государства и положил начало многовековой национальной борьбе курдов, длящейся по сей день.
С начала ХІХ века упадок Османской империи и Персии сопровождался чередой курдских восстаний, которые подавлялись. Накануне Первой мировой войны в ходе Младотурецкой революции 1908-1909 гг. и Иранской революции 1905-1911 гг. начался новый этап мощных курдских восстаний. На рубеже ХІХ-ХХ веков зародился курдский национализм как идеология и политическое течение.
Второй раздел Курдистана и его тяжкие последствия
Второй раздел Курдистана после Первой мировой войны еще более разделил курдов, разбросал их уже по четырем государствам и создал предпосылки для кровопролития, продолжающегося и сейчас.
После Первой мировой войны страны-победители из Антанты провозглашали право наций на самоопределения. На обломках империй возник целый ряд национальных государств. Но курдам не повезло.
В 1920 г. в Севрском мирном договоре между Турцией и Антантой предусматривалось создание независимого Курдистана. Но война за независимость Турции в 1919-1923 гг. под руководством Ататюрка окончилась Лозаннским договором 1923 г., который уже не содержал упоминания о независимом Курдистане. Большая часть Османского Курдистана отходила Турции. С целью установления западного влияния, были образованы два новых искусственных государства – подмандатная Франции Сирия и подмандатный Британии Ирак, в которые вошли соответствующие курские территории.
Межвоенный период ознаменовался чередой курдских восстаний. Главным требованием было объединение все курдских земель и создание Независимого Курдистана.
С 1961 г. центром общекурдского движения стал Иракский Курдистан, в котором поднял и возглавил восстание Мустафа Барзани. Ополчение иракских курдов, известное как «пешмерга», то есть «идущие на смерть», освободили крупный район – Свободный Курдистан. Центральная власть пошла на частичные уступки – создание автономного района «Курдистан». Это стало первым шагом в осуществлении права курдов на самоопределение. После поражения режима Саддама Хуссейна в Кувейте в 1992 г. прошли выборы в первый в истории курдский парламент и возникло непризнанное государство курдов со столицей в Эбриле.
В 1960-1990 гг. обострилась борьба турецких курдов против официальной политики непризнания нации. Тогда в Турции обычным делом были депортации, сжигание деревень, массовые пытки курдов. Возникли подпольные террористические курдские организации, включая маоистскую Рабочую партию Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана. Турецким властям удалось схватить Оджалана и осудить его пожизненно.
В Иране курдов тоже не признавали, из восстания подавлялись, язык и культура запрещались, а с приходом в 1979 г. к власти в Иране исламистов, положение народа резко ухудшилось.
Начало нового века и национальное возрождение
В начале ХХІ века национальная борьба получила новый импульс благодаря вторжению западной коалиции в Ирак и «арабской весне» в Сирии.
С самого начала западного вторжения в Ирак в 2003 г. местные курды стали на сторону США. Курдская «пешмерга» заняла Мосул и Киркук, где расположены нефтепромыслы. По настоянию курдов, в конституции Ирака оговорены самые широкие права Курдистана, вплоть до права выхода из состава Ирака. В частности, войска центрального правительства не имеют права без согласия заходить на территорию Иракского Курдистана. По сути, в разваливающемся государстве Ирак появилось пока еще не признанное полноценное курдское государство, имеющее свой парламент, правительство, боеспособную армию, спецслужбы, систему образования, СМИ, а также привлекательную экономику, в которую потекли иностранные инвестиции. Важным элементом экономики стал экспорт нефти на внешние рынки через Турцию.
Но созидательное развитие Иракского Курдистана нарушило появление в регионе террористического Исламского государства (ИГ), которое предприняло попытку захватить нефтепромыслы. К тому же, экстремисты из ИГ грабят курдские земли, уничтожают мужчин, а женщин и детей забирают в рабство, особенно христиан и езидов. Курдам снова приходится воевать.
Арабская весна, начавшаяся в Сирии в 2011 г., дала шанс на самоопределение и сирийским курдам. В июле 2012 г. был создан Курдский верховный комитет — временное правительство Сирийского Курдистана. Было создано боевое крыло – отряды народной самообороны (ОНС, YPG), а также женские военные подразделения – YPJ.
ОНС имеют интересную особенность. Командиры здесь выбираются прямым демократическим голосованием, что роднит YPG и YPJ с идеями народного ополчения, предлагавшимися анархистами. Бойцы утверждают, что так они дистанцируются от влияния партий и являются «демократическим народным ополчением», ведущим «народную герилью».
ОНС добились успехов, взяв под контроль город Кобани, множество других городов и населенных пунктов на севере Сирии. Сначала курды воевали с войсками Асада, затем еще и со Свободной сирийской армией, которую поддерживает Запад в борьбе с Асадом. Но появился общий опасный враг в лице ИГ, и теперь курды сотрудничают с режимом Асада, который на фоне ИГ является меньшим злом. Отношение к ССА неоднозначно, поскольку формально эта армия воюет с ИГ, но реально боевики ССА часто переходят на сторону ИГ. Курдские ОНС являются ударной силой в борьбе с ИГ, поскольку исламисты проводят политику истребления курдов – и здесь уже встает вопрос жизни и смерти.
У сирийских курдов есть сильный внешний недруг в лице Турции. Турки обвиняют Сирийский Курдистан в том, что турецкие курды получают здесь оружие и возможность создавать базы для террористических атак на территории Турции.
Дальнейшее существование Сирии как единого государства становится все более проблематичным. Поэтому реальными являются перспективы возникновения государственной автономии курдских территорий Сирии, а объединение Сирийского и Иракского Курдистанов в единое государственное образование. Правда, этому могут повредить клановые и родоплеменные противоречия, от которых курды не избавились.
Точно так же этому могут препятствовать внешние игроки, чтобы в очередной раз воспользоваться курдской и вообще ближневосточной картой в геополитических играх, как это уже было не раз.
Такова вкратце бурная история курдов, уходящая в туманную глубину веков. Будущее этого самого крупного народа, остающегося без своей государственности и в ХХІ веке, пока остается столь же туманным.