Политика

Лариса Арефьева: Одесская беглянка на 50 тысяч долларов

Недавно 32-летняя заместитель начальника Одесской таможни Лариса Арефьева возглавила топы новостных лент. Все началось с того, что один из журналистов в своем «Фейсбуке», ссылаясь на некие источники, сообщил, что ее задержали при получении взятки в $50 тыс, - сообщает ALN news.

Практически сразу же арест Арефьевой подтверждает и губернатор области Михаил Саакашвили. Тоже в «Фейсбуке». Правда через некоторое время, не найдя подтверждения данному факту, этот пост он удалил. Позже еще один журналист пишет, что она, якобы, сбежала от правоохранителей. В то же время советник министра МВД Антон Геращенко говорит, что ничего не слышал об этом. А новоназначенная руководитель таможни Юлия Марушевская на одном из эфиров утверждает, что ее подчиненная находится в розыске. Стоит отметить, что у Ларисы Арефьевой за плечами 12-летний опыт работы в таможенной системе. Свою трудовую деятельность она начинала простым инспектором и дослужилась до подполковника таможенной службы.

Нам удалось разыскать госпожу Арефьеву в Киеве и получить информацию из первых уст.

— Лариса, все началось с таможни. Какова сегодня ситуация там?

— Мы должны понимать, что Одесса портовый город и морские ворота Украины. А как говорит мировая практика, там где порт — там и наибольшая коррупция. Например, самая коррумпированная таможня — это Гамбург в Германии. Аналогичная ситуация и в Англии, и в Италии. И Одесса, к сожалению, не исключение. ОПГ, которые возрастали здесь еще со времен Советского Союза, плотно сидят на контрабандных потоках. Эти группировки находятся в состоянии перманентной войны как между собой – у каждого есть свой инспектор, так и с руководством таможни, чтобы методами подкупа и запугивания получить максимальную лояльность…

— А что сделали лично Вы для того, чтобы поломать эту систему?

— Во-первых, я провела аналитику и выявила факты, которые имели признаки коррупции. Инициировала несколько служебных проверок и перевела некоторых инспекторов с «насиженных мест» в друге отделы. Кроме того, я написала руководству ГФС докладную записку, в которой детально изложила все эти факты.

— О каких именно фактах идет речь?

— Есть компании белые, которые не платят мзду. Они оформляются по три дня вместо 4 часов, как положено по закону. А есть другие компании, которые оформляются только тогда, когда Арефьевой нет на работе, в выходной день, либо в завершении рабочего дня. И за 5 минут. При этом в документах таможни указано, что они на 100% выгружены, посчитаны, взвешены и сфотографированы. И возят они только одежду и обувь – самые рискованные товары, при оформлении которых существуют самые большие риски для системной контрабанды. Этих контейнеров немного: 200-300 в месяц. Для сравнения в Одессу в месяц приходит до 10 тысяч контейнеров. Однако именно они приносят 90% контрабандных денег и за них идут все контрабандные войны.

Вот пример докладной записки. Для просмотра всего документа нужно нажать на картинке.

— Вы считаете, что именно поэтому ОПГ с Вами боролись?

— Сначала представители этих группировок мне угрожали увольнением. Потом были более серьезные угрозы. Я была вынуждена попросить мужа приехать в Одессу, потому что мне просто было страшно. Я боялась сама ходить домой.

Мне также грозились что-либо подбросить. После этого я вынуждена была поставить камеры видеонаблюдения у себя в кабинете. Должна отметить, что благодаря этим камерам им и не удалось меня скомпрометировать сейчас. Кроме того, меня неоднократно пытались дискредитировать, когда я принимала участие в конкурсе на должность руководителя Одесской таможни.

— Каким образом?

— Они организовывали проплаченные пикеты. Но как только стало понятно, что во второй тур я не прошла, больше ни одного пикета не было. Все затихло.

— А почему такие действия были предприняты именно против Вас. Или Вы единственный не коррумпированный чиновник?

— Я очень неудобный чиновник. Я уверена, что моя принципиальна позиция и неподкупность не устраивали многих. Особенно в нынешних раскладах. Я хочу обратить ваше внимание на то, что все атаки активизировались с новой силой как раз после того, как стало известно, что руководителем таможни станет Юлия Марушевская. Юлия известна как непримиримый борец с коррупцией. Я должна отметить, что мы не знакомы, однако та позиция, которую она постоянно озвучивает, мне очень импонирует. И я готова в полную силу работать в новой команде, которая декларирует данные месседжи. Если бы мы смогли объединить ее непримиримость к контрабанде и взяточничеству, сильную команду и поддержку за спиной, а также мою принципиальность, опыт и профессионализм, мы смогли бы победить эти группировки. К сожалению, эти люди также это понимают. Поэтому ОПГ пошли на беспредел, чтобы скомпрометировать меня, в первую очередь, перед моим руководителем, да и всей новой командой, которая пришла в Одессу. Скорее всего, таким образом, они хотели выиграть время, пока новый руководитель во все вникнет, со всем разберется. Так пройдет полгода, а может там новые выборы, или будет не до того. Я надеюсь, что это ситуация разрешится в ближайшее время, и моя репутация будет восстановлена.

— И надо сказать, дискредитировать Вас им удалось. В информпространстве курсирует противоречивая информация относительно того обыска. Расскажите нам, что же произошло в тот день?

— Это был предпраздничный день перед Днем защитника Украины. Рабочий день был сокращен на час. После селекторного совещания, разобравшись с текучкой, я пошла домой. Через полчаса мне позвонил мой руководитель и сообщил, что есть решение суда и к нам пришли с обыском. Предупредил, что будут проверять мой кабинет. Должна сказать, что для таможни обыски — это обычное дело. СБУ проводит их регулярно, ведь это вторая таможня по объемам в Украине и первая по контрабандным рискам. Я сказала, что у меня возражений нет. Пожалуйста, пусть обыскивают. Но у меня нет возможности вернуться.

— Что было дальше?

— Прибыли люди с автоматами, в бронежилетах. Их было очень большое количество: более 50 человек. Провели обыск в трех кабинетах, в том числе и в моем. Хочу подчеркнуть, что в кабинете находились камеры видеонаблюдения. По результатам обыска ничего не было найдено. Никаких подозрительных документов и денег, о которых пишут в интернете, найдено не было. Это все зафиксировано на видео.

— Сейчас госпожа Марушевская заявила, что Вы якобы находитесь в розыске …

— Сразу хочу опровергнуть все слухи и предоставить вашей редакции доказательства того, что меня никто не разыскивает. Я поехала домой. После того, как я почитала то, что обо мне пишут, у меня просто опустились руки. Мне уже не хотелось бороться, и я решила остаться с семьей. И тогда я приняла единственное, на мой взгляд, верное решение – это написать заявление на декретный отпуск, чем я и воспользовалась. Однако после заявления моего руководителя Юлии Марушевской, я поняла, что должна отреагировать и восстановить свою репутацию. Сама проявила инициативу, поехала в Одессу в следственное управление прокуратуры. Я сама нашла следователя Бойко Алексея, которому ответила на все интересующие его вопросы. Именно я настояла, чтобы меня допросили. Я ПРИШЛА САМА, ПОВЕСТОК НИКАКИХ Я НЕ ПОЛУЧАЛА. Я должна была доказать, что меня никто не арестовывал, и ни в каком розыске я не нахожусь!

От следователя узнала, что в прокуратуре я в розыске не числюсь. Более того, я настояла на том, чтобы мой адвокат обратился в областное управления милиции, где ему выдали справку, что я не судима и в розыске не нахожусь. Это именно те доказательства, которые я обещала Вам предоставить.

— Обращались ли Вы к своему руководителю, чтобы лично рассказать об этих событиях?

— После заявления Марушевской и получения мной ответа из милиции, я настояла, чтобы мой адвокат показал ей все объективные документы, которые свидетельствует о том, что в розыске я не нахожусь. Он пришел к ней на прием и все детально объяснил и рассказал. Со слов моего юриста мне стало ясно, что Юлия Марушевская все правильно поняла и мои доводы услышала. Я ее по-человечески понимаю, она только вступила в должность, у нее сейчас столько работы. Однако считаю своим долгом донести до нее мою позицию.

Кроме этого, впервые в истории Одесской таможни, я намерена сама подать заявление на имя начальника таможни с просьбой и настоятельным требованием провести относительно меня служебное расследование с привлечением внутренней безопасности, общественности и журналистов.

По материалам alnnews.com.ua
Оксана Ельченко