Постреволюционная ситуация в Украине располагает к возникновению новых и переформатированию старых политических проектов. И состав участников президентской гонки подтверждает это. Большинство из них воспринимает нынешние выборы как начало нового большого этапа политического пути.
Главный фаворит – и тот остро нуждается в собственном мощном политическом проекте, без которого, даже выиграв выборы, рискует стать «калифом на час».
Беда в том, что такой проект не может быть создан на основе одного лишь высокого рейтинга. Поскольку рейтинг – штука зыбкая: сегодня есть, завтра нет. Необходимо электоральное ядро, которое не рассыплется от дуновения политического ветерка.
Именно таким ядром, к примеру, стал Донбасс для Партии регионов после «оранжевой» революции. Благодаря чему «регионалы» относительно комфортно пережили неудачу 2004 года и довольно быстро «пришли в себя», выиграв несколько последующих избирательных кампаний.
По очевидным причинам ни Крым, ни Донбасс не станут электоральными базисами всеукраинских проектов в ближайшее время. Крайне сложная и нестабильная ситуация сегодня также в Харькове. Проблематичной кажется и реализация идеи развивать общестрановой проект с «базой» в западном регионе. По крайней мере – сегодня, когда восток запуган мифами об ужасных бандеровцах и «Правом секторе».
В центре же страны не так много регионов, которые имеют потенциал стать «базовыми» для масштабного политпроекта.
На первый взгляд, обращает на себя внимание столица и окружающая её область. Общее количество избирателей здесь – чуть меньше 4 миллионов. Проблема в том, что на самом деле складывать избирателей Киева и Киевской области бессмысленно. Это не только различные административные единицы, но и разные миры. А Киев без области – это минус полтора миллиона граждан с правом голоса. К тому же сердце столичного избирателя изменчиво, как и состав его населения, меняющийся ощутимо от года к году.
То ли дело Днепропетровщина с её 2,7 миллионами избирателей. С учетом того, что Крым на долгое время выпал из участия в украинских выборах,— это более 8% украинского электората!
Да и рецепт завоевания Днепропетровска известен – это договоренности с местными элитами, влияние которых на избирателя здесь гораздо выше, чем в Киеве.
Скорее всего, именно коммуникацию с группами, обладающими ресурсами и влиянием в Днепропетровске, будут искать в ближайшее время желающие построить на прочном фундаменте новый всеукраинский политический проект.
Самая ресурсная и влиятельная из этих групп сегодня – «Приват» Игоря Коломойского и партнеров. Его ресурсов, экономических и медийных, хватило бы на пару общестрановых политпроектов, но, кажется, до недавнего времени эта тема Игоря Валерьевича не интересовала. Определенное политическое влияние, необходимое для защиты своих интересов, он имел всегда. Но сейчас ситуация, похоже, изменилась: днепропетровский губернатор, судя по последним его активностям, явно заинтересован в расширении политической составляющей своего влияния за пределы родной области.
Вторым центром влияния в области остаются «криворожские», присутствующие сегодня на политической карте под брендом Партии регионов. В связи с последними событиями, их влияние уменьшилось, но остается ощутимым. Флаг ПР менять на другой они, похоже, не собираются: их фронтмен Александр Вилкул в сегодняшней «усеченной» версии партии – на первых ролях. Однако пока маловероятно, что Днепропетровщина может стать новой электоральной вотчиной «регионалов».
Одной из стабильнейших (хоть и не сильнейших) групп влияния остается днепропетровская «Батькивщина». Вероятно, с выходом на свободу Юлии Тимошенко политический вес её соратников в Днепропетровске вновь увеличится. Ведь бессменный руководитель областной ячейки – родная тетя экс-премьера – обеспечивала личную преданность соратников Юлии Владимировне все последние нелегкие годы. А преданные соратники – основной капитал Тимошенко в сегодняшних условиях. Определяющим фактором для перспектив этой группы будет место, которое займет Тимошенко в новой украинской иерархии.
Еще один центр влияния – группа бизнесменов, создавшая в свое проект «Наш дом Днепропетровск». Эта группа активно участвовала в политической жизни области до 2010 года (можно вспомнить о том, что именно они преградили путь Олегу Цареву к губернаторскому креслу) и после чего ушла в тень. Недавнее воссоздание одноименной депутатской группы в горсовете и слухи о возрождении газеты «Левый берег» (главного медийного ресурса проекта) – может косвенно свидетельствовать о восстановлении влияния группы «НДД». Каковы их сегодняшние цели и с кем они объединят усилия – пока загадка.
Осталось упомянуть об отдельных персоналиях, имеющих влияние в городе и необходимые для поддержания политического веса ресурсы. Таким политиком, к примеру, является народный депутат Иван Ступак, возглавляющий городскую организацию ПР. По давно заведенной им самим традиции, Ступак всегда действует по собственной программе и в своих интересах. Поэтому «регионалы» вряд ли могут назвать его «своим». На сегодня, кажется, он имеет не так много ресурсов. Хотя частичное влияние на городской админресурс и на некоторое количество депутатов в горсовете он созранил.
Наконец, стоит отметить пока неудачные попытки вернуться в днепропетровскую политику Загида Краснова. Последствия фиаско 2010 года, когда весьма большие ресурсы, вложенные в кампанию, не дали никакой отдачи ни на президентских (Сергей Тигипко вынужден был публично отречься от своего «представителя» в Днепропетровске), ни на местных выборах (4-е место на выборах мэра и снятый с выборов в горсовет собственный политпроект ), не преодолены до сих пор.
Фигурой на политической доске города остается мэр Иван Куличенко, но собственных ресурсов он, по сути, так и не нажил, предпочитая «торговать» своей узнаваемостью в поисках союза с другими игроками.
Пока ни одна из «больших» партий не может считать Днепропетровск своей электоральной базой. Вместе с тем, город и область имеют огромный потенциал для поддержания политического веса проектов не только регионального, но и всеукраинского масштаба. С большой вероятностью, что-то на этой почве прорастет буквально на наших глазах.
Если не в текущей скоротечной и сумбурной президентской кампании, то в преддверии парламентских выборов, когда любому кандидату и крупной партии придется строить свой электоральный «Донбасс».