После жестоких боев за аэропорт в Донецке настало тревожное затишье. Спикер антитеррористической операции Владислав Селезнев сообщил, что террористам в Донецке выдвинут ультиматум: или они сдадутся, или будут уничтожены из высокоточного оружия. Город пуст как никогда.
Однако сторонники ДНР в отдельных районах строят баррикады. А некие неизвестные, тем временем, устроили пожар в Дворце спорта «Дружба» где играет хоккейный клуб «Донбасс.
Из магазина хоккейного клуба «Донбасс» выносят клюшки, форму, какие-то коробки и все складывают перед входом. Сам магазин, если судить визуально, не особо пострадал от пожара, но его затопила вода, использовавшаяся при тушении пожара.
«В ночь с 26 на 27 мая вооруженные люди ворвались в Арену «Дружба», сказано на официальном сайте клуба «Донбасс». Связали охрану, вынесли оргтехнику, плазменные экраны, средства связи, сейф, который находился в фан-магазине, угнали служебный автомобиль и совершили поджог спортсооружения».
На месте событий находится директор клуба Алексей Брага. «Мне позвонили в шесть утра и сообщили, что случился пожар, — рассказывает он. — Я сразу же приехал. Пожарные машины оперативно прибыли на место события. Шесть машин работали эффективно». Он сообщил также, что убитых и раненных нет.
Брага отказался даже приблизительно оценить убытки от пожара. Он предложил подождать официальной оценки.
У здания пожарники сворачивают шланги. «Пожар возник около пяти часов утра, — рассказывает один из них. — Тушили чуть больше трех часов». Он предостерегает от вхождения вовнутрь, потому что существует угроза обрушения.
Президент хоккейного клуба «Донбасс» Борис Колесников обвинил в поджоге и ограблении «представителей так называемой Донецкой народной республики». «Как я и говорил неделю тому назад, деятели ДНР — это настоящая банда сомалийских пиратов, которым нет места в будущем Донбасса. У меня нет сомнений, что всей этой преступной структуре придет конец и осталось совсем немного для того, чтобы жителям Донбасса стало понятно, что и кто стоит за их мыльными лозунгами», — сказано в официальном заявлении Колесникова.
Он пообещал восстановить Дворец спорта за девяносто дней. По его словам, арена будет полностью восстановлена к открытию сезона Континентальной хоккейной лиги.
Жуя свой омлет на завтраке в гостинице, где я живу, услышал разговор официантки по телефону. Она ругалась с представительницей банка, которая звонила ей с каким-то финансовым требованием. Официантка раздраженно говорила, что она уже два месяца не получает зарплату, ссылалась на форс-мажорные обстоятельства. «Ну, если для вас война и оружие не форс мажор, то я не знаю, что сказать», — зло говорила она. (Вчера некоторые банки решили в мае не начислять штрафы для заемщиков из Донецкой области — Ред.).
Хотя завтрак включен в гостиничный счет, но в ресторане находился я один. «Девушка, у вас больше нет в гостинице посетителей?», — спросил я. «Нет, они просто еще не встали». На часах было восемь утра с хвостиком. Сотрудница на рецепшене, отвечая на мой вопрос, сказала, что гостиница заполнена гораздо меньше, чем на треть. Предположила, что собственник несет убытки.
Типичная картина для сегодняшнего Донецка — неработающие магазины, банки, салоны красоты и прочие учреждения. На многих табличка «Закрыто». В день антитеррористической операции городской голова Александр Лукьянченко обратился к дончанам, живущим неподалеку от аэропорта не выходить на улицу и даже не подходить к окнам. Именно после этого закрылись многие учреждения.
Председатель общественной организации «Взаємодія», защищающей малый и средний бизнес на Донбассе, Татьяна Шашкова говорит, что прибыль у малого и среднего бизнеса, начиная с февраля, упала приблизительно на треть. Причинами Шашкова называет сначала общее ухудшение экономической ситуации, а потом конфликты на Донеччине и Луганщине.
«На бумаге количество малых и средних бизнесов остается прежнее, но по количеству прибылей показатели значительно ухудшились», — говорит Татьяна. Она приводит пример своего родственника, который занимается полиграфией. Он обслуживал государственные учреждения и ныне он страдает от кредиторской задолженности перед ним со стороны этих учреждений. У госучреждений просто нет денег.
У родственника все равно есть свободные деньги. Но, по словам Татьяны Шашковой, он не хочет вкладывать их в бизнес, так как в сегодняшних обстоятельствах он не уверен в том, что инвестиции окупят себя. Он также не хочет класть их в банк, так как нет уверенности, что банк не прогорит из-за кризиса.
Татьяна Шашкова утверждает, что множество средних и малых бизнесов сворачивает свою деятельность, спасаясь таким образом от нынешней нестабильности.
Предприниматель, скрывающий свое имя, сегодня с сотрудниками общается только по электронной почте. У него был посреднический торговый бизнес. Он помогал Майдану и не скрывал этого. Он поддерживал его, считая, что победа Майдана приведет в конечном итоге к дерегуляции бизнеса. Налоговые органы пытались его штрафовать, но он умел отбиться от них.
Недели две назад явились вооруженные представители Донецкой народной республики и де факто конфисковали имущество предприятия. Оно теперь переехало из центра на окраину. Собственнику приходится возрождать бизнес с нуля.
Неделю тому назад в СМИ появилось сообщение, что вооруженные люди захватили автосалон на лице Горностаевой в Донецке и отобрали продававшиеся там автомобили. Такой случай не единственный на Донбассе. Продавцы автомобилей даже вынуждены были создать самооборону с целью противостоять грабежу.
Некоторые люди, имеющие доступ к инсайдерской информации, утверждают, что ныне в рамках ДНР действует двадцать одна вооруженная группа, которая никому не подчиняется. Именно такие группы якобы творят беспредел. Естественно, что проверить правдивость этой информации невозможно.
Однако далеко не все в Донецке разделяют недовольство бизнеса деятельностью ДНР. Во многих общественных местах можно услышать: «Ну зачем проводить АТО? Ведь это приведет к жертвам среди мирного населения». И более радикальное: «Нас хотят слышать. Нас хотят уничтожить».
«С чего вы это взяли?», — спросил у одной женщины в автобусе. «Все говорят», — ответила она. Также дама высказала уверенность, что аэропорт захватили потому, что в Донецк собрался новоизбранный президент Петр Порошенко. «Нечего ему тут делать», — сказал она. На предположение, что он хочет услышать Донбасс она ответила: «Мы не хотим его тут видеть».
Тем временем, на некоторых улицах сторонники ДНР строят баррикады. Также блокируют проезд автомобилями. Скептики говорят, что баррикады вряд ли смогут помочь от высокоточного оружия, обещанного спикером АТО Селезневым.
Среди слухов, распространяющихся в Донецке, главный — о том, что продолжение операции начнется с обстрела захваченной областной государственной администрации. Предполагалось, что это произойдет вчера часов в пять вечера, но ничего не случилось.
Однако в это время центр города был почти пуст. Мне удалось найти единственное работающее маленькое кафе, где можно было заказать чашку кофе. «Почему вы не боитесь?» — спросил я девушку за барной стойкой. Они лишь пожала плечами и ничего не ответила.
Днем городской голова Александр Лукьянченко на брифинге обнародовал цифры, погибших в результате АТО сторонииков ДНР. По его словам, погибло сорок человек. Он согласился, что цифры не полные, поскольку не все трупы удалось обнаружить.
Он также заявил, что в больницах Донецка находится на данный момент 43 пострадавших. «Одна женщина и 42 мужчины. Восемь — жители Донецка, восемь — граждане России, в том числе жители городов Грозный, Гудермес и Москва», — сказал он. Также двое убитых оказалось среди мирного населения. Убит парковщик и женщина, находившаяся возле парковки.
Отвечая на вопрос о времени продолжения операции, Лукьянченко сказал, что ему об этом не докладывают.
После брифинга я и двое донецких журналистов встретили патриота ДНР. Он шел нам на встречу, сильно качаясь. «Пацаны, а где тут в армию записывают?», — спросил он у нас, поблескивая золотым зубом. «В какую из них?». «Армию Донбасса!». «А ты откуда?». «Из Ханжонкова. Из шахты. (Ханжонково это часть города в Макеевке, вроде как Сырец в Киеве — Авт.) .
«А с работы не выгонят за прогул?» «Выгонят». «Так чего ты в армию?». «С бендерами будет кто воевать? У меня жена русская. Тесть из Брянска. Я не буду сидеть, чтоб их вырезали». «А что, были случаи?». «Были». «Где?». «Ну че вы это?.. Где здесь в армию записывают?». «Вот налево и за угол повернешь. Там наборный пункт».
Он пошел дальше, шатаясь. Хотя патриот ДНР и возражал, но мой коллега имел наглость его сфотографировать с мобильного телефона.
У ограбленного магазина хоккейного клуба «Донбас»
Магазин не очень обгорел
Пожар Дворца спорта шесть пожарных машин гасили более трех часов
Огонь ликвидирован. Шланги можно свернуть
Типичное объявление
Улицы Донецка пустынны, как никогда
Татьяна Шашкова уврена, что бизнес сворачивает свою деятельность на Донбассе
Городской голова Донецка Алексанлр Лукьянченко: среде убитых во время АТо есть жители Грозного, Гудермеса и Москвы