После жестокой зачистки народного протеста и попытки штурма Майдана, предпринятой силовиками, ситуация в стране окончательно вышла из-под контроля Януковича.
Пролитая на улицах кровь показала настоящие намерения власти, вынудив народ пойти на крайние меры и начать захватывать власть в регионах. Процесс трансформации мирного народного протеста в партизанскую войну завершился уже к вечеру 19 февраля. Но сам курс на силовой вариант был взят властью задолго до этого – 30 ноября 2013 года. На этой неделе он просто оформился окончательно, став, фактически, безальтернативным для действующего президента.
Точка отсчета
Тогда, 30 ноября 2013 года власть жестоко разогнала студентов, пришедших на мирную акцию в центр Киева, и показала свое истинное лицо, оттолкнув от Януковича миллионы украинцев.
Кто именно дал точек каскаду событий, приведших к войне на улицах украинских городов, доподлинно известно из материалов допроса бывшего столичного мэра Александра Попова. По горячим следам испуганный чиновник публично озвучил фамилии инициаторов бойни на Майдане. Попов, не желая становиться крайним, признался, что действовал по указанию тогдашнего главы СНБО Андрея Клюева.
Утром 29 ноября именно Клюев позвонил в столичную мэрию и потребовал любой ценой установить елку на Майдане, занятому студентами. Непосредственно же инструкции Попову давал правая рука Клюева – заместитель секретаря СНБО Владимир Сивкович. Как следует из протокола допроса, Сивкович днем прибыл в кабинет Попова «для оперативного реагирования на ситуацию» и пробыл там до 4 часов утра. Именно он непосредственно руководил «зачисткой» Майдана, регулярно отчитывался перед шефом – Андреем Клюевым. Тогда никто из чиновников или силовиков не решился спросить, зачем главе СНБО кровавая елка. А ведь ответ на этот вопрос куда важнее, чем можно было подумать.
Из грязи в князи
29 ноября 2013 года еще ничего не предвещало трупов на улицах столицы. Все аналитики сходились во мнении, что Евромайдан выдыхался и исчерпывал себя. На площадь с каждым днем приходило все меньше людей, и недалек был тот день, когда их там не осталось бы вовсе. На это и рассчитывал тогдашний глава АП Сергей Левочкин, вполне оправданно не спешивший с радикальными действиями.
В то время Андрей Клюев не был всесильным серым кардиналом. Политика за два года до этого «списали в утиль», отправив просиживать штаны в СНБО – орган, не имеющий никакого значения в системе власти. Там Клюев и ждал шанса вернуть себе утраченное расположение Виктора Януковича. К несчастью гаранта, он его дождался.
Вряд ли страна когда-нибудь узнает, чем именно пугал Клюев президента, выпрашивая разрешение подавить силой затухающий народный протест. Анализируя дальнейшие события можно лишь допустить, что речь шла о некоем заговоре против Януковича, справиться с которым мог, конечно же, только такой «эффективный менеджер» как Андрей Клюев.
Как бы там ни было, глава СНБО получил «добро» и отдал приказ, последствия которого стали катастрофическими для Виктора Януковича. В то же время, разгон студентов дал невиданный старт карьере самого Клюева.
Именно с того времени, несмотря на публичный скандал, роль Андрея Клюева только росла. Говорят, ему удалось тогда убедить Януковича в том, что причиной эскалации конфликта стали не его собственные действия, а некий заговор олигархов, направленный лично против гаранта. Мол, принадлежащие олигархам СМИ обеспечили телевизионную картинку, которая вывела сотни тысяч людей на улицы, а подконтрольные тем же олигархам оппозиционные политики сознательно раздули народное недовольство.
Под соусом борьбы с «предателями» Клюевым была молниеносно проведенная «чистка» среди окружения президента. Сначала был уволен как «ставленник Фирташа» глава Администрации президента Сергей Левочкин и Клюев уселся на его место. Затем по стойке «смирно» был поставлен сам Фирташ и взят под контроль телеканал «Интер», а также принадлежащие другим олигархам менее значительные СМИ. Все они в одночасье начали печатать и показывать только то, что угодно Администрации президента.
Конечно же, проблемы Януковича это не решило. Если олигархов удалось приструнить, то с Майданом ситуация складывалась все хуже и хуже. Отсутствие объективной информации в прессе украинцы с успехом компенсировали ее избытком в интернете. И народный протест не только не шел на убыль, но и набирал все большие обороты.
«Зондеркомманда» в действии
Масла в огонь подливала сама власть, вернее, подконтрольные ей силовики. «Отстраненный» от работы в СНБО Владимир Сивкович организовал своеобразный «эскадрон смерти», с помощью которого власть пыталась решать «вопрос Майдана». Банда оборотней в погонах и без оных терроризировала активистов, жгла автомобили, пытала и убивала людей, рассчитывая запугать протестующих. Результаты их действий скоро получили название «кровавой пятницы»: в конце каждой недели у людей появлялся повод снова и снова выходить на майданы, требуя отставки президента. На самом же деле привязка к выходным дням была весьма условная – силовики работали столь грубо, что поставляли поводы выйти на Майдан практически каждый день. Конечно, глупо было бы думать, что все это время АП занималась только силовыми акциями. Еще одной важной сферой приложения менеджерского таланта Сивковича и Клюева, не прошедшей мимо глаз внимательного наблюдателя, стало тесное сотрудничество с радикальными движениями, засевшими на Майдане. «Правый сектор», «Спильна справа», «Нарния» и более мелкие структуры по-очереди обеспечивали АП всем необходимым: то нужной картинкой для западной прессы, то изнанкой народного протеста, то демонстрацией полной неподконтрольности Майдана лидерам оппозиции.
«Лебединой песней» политтехнологов АП, любой ценой проталкивающих своего шефа в следующее – премьерское кресло, стал срыв реализации закона об амнистии. К 16 февраля несколько сотен активистов вышли на свободу в обмен на освобождение никому не нужных админзданий. Но пользуясь услугами провокаторов, АП сумела убедить большинство людей в том, что оппозиция «слила» народный протест. Тем самым АП вынудила оппозиционеров повести людей 18 февраля к Верховной Раде, где и приготовила всей стране кровавый сюрприз.
Закономерный финал
Десятки трупов, сотни покалеченных украинцев, горящий центр города. Эти «успехи» не прошли незамеченными. В качестве награды уже на следующий день Владимир Сивкович был восстановлен в должности заместителя секретаря СНБО, с которой он сможет командовать силовиками, не прячась в глубине кабинета своего шефа. И, очевидно, это вовсе не венец карьеры бывшего сотрудника КГБ. В том числе благодаря и его стараниям в стране уже началась настоящая гражданская война. А это значит, что впереди у «зондеркомманды» АП будет много возможностей отличиться. Однако, вряд ли карьера, построенная на крови, будет долговечной. Рано или поздно и Сивковичу, и Клюеву, и Януковичу придется ответить за содеянное. То, с какой скоростью они теряют почву под ногами, подсказывает, что это произойдет рано, а не поздно.