Высший совет правосудия предоставил дополнительный иммунитет судьям-взяточникам, взяв при этом на себя миссию трактовать Конституцию.
Если данная авантюра “верховных правосудникив” пройдет, то можно забыть о любых реформы третьей ветви власти, а коррумпированные “люди в мантиях” будут бронзоветь в своей безнаказанности.
Сначала немного предыстории…
12 января 2017 года Генпрокуратура задержала при получении взятки в 16 тыс. долларов судью Хозяйственного суда Любомира Головатюка: этот известный “господин” в свое время засветился в легализации схем передачи “Межигорья” Виктору Януковичу.
Уже через два дня, 14 января, судья Печерского суда Вита Бортницкая определила своему задержанному коллеге меру пресечения: содержание под стражей 60 суток, или внесение символической залога в объеме 293 тыс. 360 грн. Прокурор, правда, просил определить сумму залога на уровне 4 млн грн, но госпожа Бортницкая решила иначе. На 1 февраля назначено заседание Апелляционного суда г. Киева по пересмотру решения о мере пресечения: то есть “апелляция” будет решать, отпускать Головатюк на свободу или пусть сидит в тюрьме в течение 2 месяцев.
И тут…
И тут Высший совет правосудия (ВСП) 16 января 2017 принял публичное обращение о порядке задержания судьи. Суть документа сводится к простой, незамысловатой мысли: задерживать людей в мантиях можно только с согласия ВСП, а если судью ловят непосредственно на месте преступления, то он “должен быть немедленно освобожден, если цель такого задержания (предупреждение совершения преступления, предотвращение или предупреждение последствий преступления или обеспечение сохранности доказательств этого преступления) достигнута”.
Звучит красиво, но есть одна загвоздка, которая имеет коррупционный душок в этом “обращении”: в Основном Законе страны, который должен распространяться и на Высший совет правосудия, написано принципиально другое:
“Статья 126. Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления”. То есть Конституция дает полномочия правоохранителям задерживать судей, и при этом – ни слова о том, что “судья должен быть немедленно освобожден”. Фактически, для спасения своего коррумпированного собрата ВСП приняла на себя функции Конституционного суда и пытается изменить не только дух конституционной нормы, но и букву. Помните как у Оруэлла: сначала было написано, что все свиньи равны… но позже появилось: “однако некоторые равнее”.
Для чего все это делается? Недаром патриархи судопроизводства приняли этот документ в виде обращения. Ведь на 1 февраля, как я уже писал, назначено заседание Апелляционного суда. Киева с целью пересмотра решения о мере пресечения для Головатюка. И после обнародования этого “обращения” судья в столичной “апелляции” не должен проигнорировать “обращение” высокопоставленных коллег. Поэтому он – судья Апелляционного суда – находится в своеобразной растяжке: или прислушаться к записочке из ВСП (Совета, наделенного рядом репрессивных инструментов), или придерживаться конституционных норм. За нарушение Конституции наказание может и не наступить, но если ослушаться указаний “сверху”, то мало не покажется.
Показательно, как на “обращение” ВСП отреагировали НАБУ и ГПУ. Руководитель Антикоррупционного бюро Артем Сытник де-факто послал членов Высшего совета правосудия на три буквы:
“Публичное обращение Высшего совета правосудия к следственным судьям, в котором он предложил свою интерпретацию Конституции Украины в части гарантий судейской неприкосновенности, не имеет юридической силы. Подчеркиваем, что при разоблачении судей Национальное антикоррупционное бюро и в дальнейшем будет руководствоваться Конституцией Украины, которая является нормативным актом высшей юридической силы, а также Законом Украины “О судоустройстве и статусе судей”.
Генеральный прокурор Юрий Луценко, как дипломат от политики, искренне пытался объяснить главе ВСП Игорю Бенедисюку и неконституционность “обращения”, и процедурные различия: например, согласно УПК, лицо не может быть задержано более чем на 72 часа (3 суток), тогда как согласно 59 ст. Закона “О Высшем совете правосудия” представление на получение согласия на арест судьи рассматривается до 5 дней со дня его получения. То есть при нынешнем регламенте деятельности ВСП задержать любого судью на длительный срок невозможно.
Но разве Бенедисюк как опытный юрист не знает этого? Судя по его статусу, должен знать, как и его коллеги по Совету. Поэтому из этого “обращения” можно сделать один вывод: судейская мафия уже оправилась от угрозы люстрации и боязни очистки этой ветви власти и сейчас показывает, кто на самом деле в государстве расставляет точки над “і”. Думаю, что указанное обращение – это только тестовый шаг ВСП, а за ним последуют и другие. Поэтому самое время проснуться тем депутатам и политикам, которые обещали мгновенные изменения в судейской системе. Ведь в данной ситуации одного политического веса руководителей ГПУ и НАБУ мало, необходимо общественное давление и повышенное внимание общества к этой “контрреволюции”.
П.С. Пойманный в четверг на взятке в 22 000 долларов США судья Соломенского суда Сергей Зинченко вчера вышел на свободу буквально в зале суда. Как сказано в сообщении НАБУ, судья мотивировал свое решение “публичным обращением Высшего совета правосудия, которое не имеет никакой юридической силы”. Тогда как адвокат Небесной Сотни Роман Маселко считает, что это “первые результаты давления на судей Высшим советом правосудия, который обратил внимание следственных судей на необходимость отпускать таких судей, если на их арест нет согласия ВСП… Как иначе мог решить суд, если ВСП , который назначает и освобождает судей, по сути дал такое указание”. Накануне была изменена мера пресечения еще одному судье.
Судья Зварич мог бы только мечтать, чтобы в период его “коляды” был такой своевольный ВСП. Теперь “колядники” могут принимать взятки на рабочем месте не таясь, ведь наказания избежать несложно… Судебная реформа разваливается на глазах, каста неприкасаемых восстанавливается.
П.П.С. Попутно стоит упомянуть о странной позиции руководителя Специальной антикоррупционной прокуратуры относительно Соломенского судьи. Глава САП Назар Холодницкий, в отличие от коллег Артема Сытника и Юрия Луценко, не очень то и готов к откровенному конфликту с ВСП. Сергея Зинченко задерживала группа, в состав которой входили работники САП, НАБУ, ГПУ и Нацполиции. С тех пор прошло несколько дней, и по состоянию на субботу Холодницкий отказывался подписывать подозрение как в отношении судьи, так и посредника, который передавал взятку судье. В результате генпрокурор вынужден спасать ситуацию, срочно подписывая приказ о введении заместителя генпрокурора Юрия Столярчука старшим в группе, чтобы тот мог подписать подозрение относительно задержанных взяточников. Вероятно, Холодницкий что-то знал.
Вот так то.
Источкик: apostrophe.ua