Политика

Как Лукашенко стал частью “русского мира” Путина

В кулуарах минских мирных переговоров в феврале 2015 года, направленных на установление режима прекращения огня в украинском регионе Донбасс, микрофон прямой трансляции зафиксировал разговор между белорусским диктатором Александром Лукашенко и тогдашним президентом Украины Петром Порошенко.

Они обсуждали Владимира Путина. “Он ведет нечестную и грязную игру”, — сказал Порошенко о кремлевском лидере, который ведет войну на Донбассе и одновременно выдает себя за миротворца, фактически обманывая весь мир. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.

Лукашенко сочувственно кивнул, ответив: “Знаю, знаю. Все это понимают”.

Прошло шесть с половиной лет, и Лукашенко присоединился к Путину в “грязной нечестной игре” и газовом промысле.

На телевизионной встрече с военными чиновниками в президентском дворце в Минске 27 сентября Лукашенко бездоказательно утверждал, что Украина создает учебные центры для белорусских эмигрантов с целью свержения его режима. Затем он заявил, также бездоказательно, что НАТО создает на территории Украины военные базы.

“Вы видите, они стягивают войска НАТО туда, в Украину. Под видом учебных центров они фактически создают базы. Соединенные Штаты создают базы в Украине. Понятно, что мы должны на это реагировать”, — сказал Лукашенко.

“Мы с президентом России проводили и проводим консультации по этому вопросу и договорились о том, что здесь нужно предпринимать какие-то действия. Иначе завтра мы будем иметь неприемлемую ситуацию прямо на границе Беларуси и России”.

Как по команде, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что любые базы НАТО в Украине “перейдут красные линии”.

Лукашенко и Песков выступили со своими заявлениями в тот момент, когда в Украине проходили регулярные военные учения Rapid Trident. Учения, в которых принимают участие 300 американских и 6 000 многонациональных военнослужащих, тренирующихся под знаменем программы НАТО “Партнерство ради мира”, проходят с 20 сентября по 1 октября.

Комментарии Лукашенко стали последними в серии воинственных шагов в отношении Украины. 13 сентября он объявил, что Беларусь планирует разместить на границе с Украиной зенитно-ракетные комплексы С-400, закупленные у России, заявив при этом, что угроза с юга “накаляется” и “нам нужно готовиться”.

Председатель белорусского Государственного пограничного комитета Анатолий Лаппо подтвердил 27 сентября, что Минск продолжит укреплять границу с Украиной. “Вы видите, сколько там тренировочных лагерей. Это не лагеря бойскаутов. Там готовят военных”, — утверждает он. “Естественно, цель одна – подготовить, а потом приехать сюда, в Беларусь, с неизвестными целями”.

Воинственная риторика и бездоказательные обвинения в адрес Украины отражают аналогичные обвинения, которые Беларусь в последние месяцы выдвигала против Польши и Литвы.

Она также резко контрастирует с тем, как Лукашенко позиционировал себя по отношению к Украине и Западу после аннексии Россией Крыма в 2014 году и вооруженной интервенции на Донбассе. Принимая у себя первые минские мирные переговоры в сентябре 2014 года и феврале 2015 года, в которых участвовали лидеры Украины, России, Германии и Франции и результатом которых стало нынешнее шаткое соглашение о прекращении огня, Лукашенко пытался представить себя честным посредником между Москвой и Киевом.

Лукашенко также демонстративно отказался признать Крым частью России и даже высмеял логику Москвы, оправдывающую аннексию, заявив, что Монголия могла бы с таким же успехом претендовать на значительную часть российской территории.

Затем белорусский диктатор занял нейтральную позицию в условиях эскалации войны на Донбассе. Прямо указывая на Украину, Лукашенко заявил, что никогда не допустит использования белорусской территории для нападения на другое государство, и дал понять, что Беларусь не заинтересована в том, чтобы стать частью так называемого “русского мира” Путина.

Двусторонние отношения между Минском и Киевом были в то время настолько теплыми, что когда украинская и белорусская национальные футбольные команды играли друг с другом во Львове в сентябре 2015 года, их болельщики вышли вместе под транспарантами “За вашу и нашу свободу” и “Братство по совести”. Они также выкрикивали кричалки, высмеивающие Путина, и вместе сдавали кровь для раненых украинских солдат.

Это, как говорится, было тогда. А что сейчас?

После начала массовых антиправительственных протестов в Беларуси в августе 2020 года Лукашенко полностью перешел на сторону Путина. Это не только означает серьезные изменения в балансе безопасности на восточном фланге НАТО, угрожая безопасности Латвии, Литвы и Польши, но и открывает для России потенциально смертоносный новый фронт угрозы Украине.

В то время, когда Соединенные Штаты все больше внимания уделяют возникающей угрозе со стороны Китая, уровень угрозы на европейском театре военных действий также опасно повышается и требует срочного внимания со стороны Вашингтона и НАТО.

Елена Каденко