В Умани расследуют инцидент, связанный с осквернением христианского распятия. Подозреваемого гражданина Израиля правоохранители обвиняют по статье 161. ч.3 УК «оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, совершенное организованной группой». Ему грозит до 8 лет тюрьмы.
Открыто также уголовное производство по инциденту у могилы иудейского святого Ребе Нахмана, когда неизвестные бросили туда свиную голову, с вырезанной на ней свастикой, и облили красной краской молящихся верующих. Украинская и еврейская общины осуждают такие действия, но тем не менее напряженность многократно усилилась. Защита обвиняемого читает дело политически мотивированным.
Кто ломал?
18-летний гражданин Израиля Шимон Натанель недавно отказался давать показания следователю полиции, воспользовавшись своим конституционным правом не давать показания против себя, сославшись на ст.63. Он пребывает на подписке, живет в Умани на частной квартире. Общаться с журналистами не желает и почти не выходит на улицу. Во время задержания и содержания под стражей у него возникли проблемы со здоровьем – упало содержание сахара в крови, ведь он является диабетиком.
Следствие обращалось в суд с требованием избрать меру пресечения в виде содержания под стражей в СИЗО, но суд принял решение избрать меру пресечения в виде подписки о невыезде. Согласно оглашенным в суде материалам обвинения из уголовного производства по ст.161 ч.3 УК, Шимон Натанель вместе с другими неустановленными лицами, в состоянии алкогольного опьянения, с целью разжигания религиозной вражды и ненависти 31 декабря 2016 г. поначалу справили естественную нужду на крест с распятием Иисуса Христа, а затем сорвали тело Христа, чем, по мнению следствия, нанесли непоправимые последствия представителям христианской веры.
«Шестеро парней жили у нас в гостинице в номере, где койки в два этажа, — рассказывает горничная Татьяна Пихота. — Они шумели и веди себя, как пьяные – сбивали со стен гостиницы картины. Потому куда-то ушли. Вернулись все грязные, как в болоте». Куда они ходили девушка не видела. По сведениям «і», аналогичные показания в полиции дала еще одна горничная Карина Бакал и охранник Дмитрий Крутяк.
Прокуроры утверждали в суде, что идентифицировать личности злоумышленника помогли сотрудники гостиницы, которым полиция показала видео с камеры наблюдения, установленной неподалеку от креста.
Видео инцидента, находившееся в полиции, попало в интернет. Защита утверждает, что при этом была нарушена тайна следствия, а это, по словам адвоката обвиняемого Олега Веремеенко, является преступлением — служебным подлогом. «Видео попало через местных депутатов праворадикальной партии, — говорит адвокат, — и может свидетельствовать о ее связи с полицией».
Олег Веремеенко говорит так же, что дело не может быть квалифицированно как уголовное из-за малозначности деяния. Часть 2 статьи 11 УК предусматривает наказание лишь в том случае, если нанесен существенный вред физическому или юридическому лицу. Нанесение вреда чувствам верующих предполагает наличие тех, о заявил, дескать, наши чувства оскорблены и я, поэтому, условно говоря, перестал спокойно спать. Тем временем, дело возбуждено по анонимному звонку, то есть не было лица, которому нанесен вред. Посему мальчишек должны были наказать за хулиганство, а не пытаться засунуть в тюрьму на годы. Предубежденность полиции свидетельствует, что дело политически мотивировано. Какая-то партия хочет нагрести баллы. А еще кому-то хочется расшатать ситуацию.
Следователь уманской полиции Александр Яровой отказался комментировать ситуацию корреспонденту «і», сославшись на то, что следствие продолжается.
За десять дней до этого, в ночь на 21 декабря, двое людей в балаклавах ворвались в молельную на могиле Ребе Нахмана забросили голову свиньи и облили людей красной жидкостью, напоминавшей кровь. Потом оказалось, что это краска, легковоспламеняющаяся, перемешанная со скипидаром.
Сразу после инцидента позвонили сотруднику Благотворительного фонда Ребе Нахмана Андрею Заславскому. Он живет недалеко от молельни. И через десять минут был на месте событий.
«Когда я прибыл, то свиную голову уже вынесли, но краска еще оставалась, — рассказывает Андрей. — Там находились четыре человека, которые приехали помолиться. Они мне рассказали подробности. Один из нападавших — плеснул краску, второй снимал. Первый ударил свиной головой об стол. На ней была свастика. Он зажег зажигалку, видимо, хотел поджечь, недаром краска была смешана со скипидаром. Но люди убежали, и он почему-то передумал».
Опытная медсестра, прошедшая Афганистан, работающая в Ацале, еврейском медпункте, рассказывает, что после двух часов ночи к ней пришли четверо хасидов. Она отказалась назвать свое имя. По ее словам, они все были забрызганы красной краской. У одного было залито лицо, глаза, уши. У второго — правый глаз. У двух других только одежда. Медсестра смыла с лиц краску, промыла глаза. Они сказали, что у них взорвался баллончик с краской. Что случилась на самом деле она узнала лишь утром из новостей по телевизору. Полиция пока не нашла злоумышленников.
Андрей Заславский говорит, что раньше бывали инциденты, однажды даже убили хасида, но это все были бытовые конфликты. А сейчас заговорили о религиозной вражде.
Решать через кума?
В районе уманской улицы Пушкина сейчас целый район, где вывески писаны на идише и украинском, идише и английском, либо просто на идише. Тут множество магазинчиков, продающих сувениры с еврейской тематикой, кафешки с кошерной едой. Построено немало частных гостиниц, собственниками которых являются евреи. Они также выкупили немало частных квартир. Строится синагога на 5000 человек, которая, как обещают, должна стать самой большой в Европе.
Район стал таким после того, как с обретением Украиной независимости, сюда начали приезжать представители хасидизма, одного из направлений иудаизма. Они проведывали могилу своего святого Ребе Нахмана.
Обычно тут живет от 30 до 50 еврейских семей. Это те, кто обслуживают могилу и готовят кошерную еду, переводчики для туристов. На еврейский Новый год Рош аШана, 21 сентября, приезжают до 40 тыс. человек. «Они оставляют в Умани огромные деньги, — рассказывает местный предприниматель Хаим Хазин. — Украинцы тоже зарабатывают. Наши гостиницы всех не вмещают, паломники нанимают квартиры. Кроме того, в наших гостиницах и других бизнесах работают украинцы. Они получают нормальную по здешним меркам зарплату. Хаим говорит, что это является несомненным благом для города.
Депутат горсовета от партии «Свобода» Сергей Алексеев избран от участка, где находится «хасидский район». Он занимается ремонтом автомобилей. Даже имел когда-то собственную станцию техобслуживания.
Алексеев говорит, что никакие денежные вливания в город не должны перекрывать тот факт, что очень многие объекты, в частности, гостиницы построены незаконно, без разрешения местных властей. По его словам, это может привести к необратимым последствиям. Он показывает мне гостиницу в несколько этажей, возле которой происходит сползание грунта. По словам Алексеева, если это продолжится, то дом может упасть.
Он утверждает, что есть немало построек, которые выходят на проезжую часть и сужают ее. Исполнительная власть не хочет прислушиваться. Несколько месяцев назад общественность демонтировала часть постройки, которая нарушала существующие нормы. Алексеев говорит, что, если бы власть выполняла закон, то общественности не пришлось бы вмешиваться. Он уверен, что, если незаконные застройки будут продолжаться, то напряженность во взаимоотношениях местного населения и приезжих будет возрастать.
Хаим Хазин тоже подчеркивает, что закон в Умани работает плохо. Он купил два года тому назад землю и хочет там строиться. «Два года я не могу получить разрешение на строительство, — говорит он. — От меня ждут долларов. Можно было бы решать через чьего-то кума. А потом еще через кума. А я не хочу взяток платить принципиально. Как можно тут строиться законно при таком подходе?»
Представитель Фонда Ребе Нахмана Андрей Заславский считает, что существует конфликт мировоззрений. По его мнению, хасиды живут в Израиле обособленно в своей общине, и там действуют их правила. Они привыкли поступать там определенным образом. И некоторые из них такое поведение переносят в Умань. А тут это может противоречить закону. По словам Андрея, большинство из них адекватно прислушиваются к критике, но есть не совсем вменяемые. И с ними должны работать власть и полиция. А с этим, по мнению Андрея, бывают проблемы.
Почему страсти вокруг креста?
Хаим Хазин является собственником небольшой гостиницы и киоска по продаже всяких мелочей. Его родители в 70-х годах прошлого столетия переехали в Израиль из Одессы. Он переселился в Умань с самого начала движения паломничества. Он живет вместе с женой и шестью детьми.
Хаим называет сломавшего распятие парня дураком. По его словам, никто из еврейской общины не хотел за него заступаться, пусть бы отсидел свое. Но у него диабет в тяжелой форме, и он бы попросту умер в тюрьме. Поэтому община взялась за защиту его прав, а именно: права на получение адекватной медицинской помощи. Хаим также уверен, что это обыкновенное хулиганство. И приписывать 18-летнему вчерашнему школьнику зловещее преступление, какие-то идеологические мотивы — неправильно.
Мы не хотим никаких конфликтов в Умани, — говорит он. — Мы хотим уважения друг к другу».
На стене квартиры Хаима висит картина, где изображены молящиеся хасиды. Они издавна делают это на местной речке. Собирается одновременно от 20 до 30 тыс. человек. Картина написана еще до того, как на месте молитвы появился крест.
«Крест там поставили специально для провокаций, — говорит Хаим. — Мы не против крестов. Весь Иерусалим в крестах, и никто не имеет ничего против них. Но ставить символ другой религии в месте молитвы — понятно, что появится кто-то глупый, кто покусится на это. Так было однажды. Кто-то его пытался поджечь. Мои люди его потом восстановили. Мы не хотим конфликтов».
По словам депутата горсовета Сергея Алексеева, распятие было установлено в 2013 г. именно в этом месте не с целью досадить хасидам, а потому что здесь заканчивалась Уманская крепость, которую неоднократно осаждали турки. Посему именно тут ему место. Он утверждает, что крест был освящен священниками нескольких христианских конфессий.
«Через месяца три над крестом надругались, — говорит Алексеев. — Там появились какие-то надписи на иврите. Потом мне сообщили, что его хотят сжечь. Я прибежал на место и там были люди в типичной хасидской одежде, разговаривавшие на английском языке. Мы совместно с людьми Хаима Хазина отмыли крест. После этого там поставили камеры наблюдения».
Он считает, что такие поступки совершаются с целью разжигания религиозной вражды. Он также осуждает злоумышленников, бросивших свиную голову на могилу Ребе Нахмана. Уверен, что кто-то хочет посеять межрелигиозный раздор.
Сергей Алексеев был среди инициаторов установления распятия. Он убежден, что с местной властью не нужно было согласовывать разрешение. Первый заместитель городского головы Сергей Клочко в ответ на запрос «і» подтвердил, что никто за разрешением установить крест на улице Освободителей не обращался.
Киевская юрист Юлия Амирова утверждает, что установление малых архитектурных форм без согласования с государственными органами является правонарушением. В ответ на вопрос «і» сослалась на ст. 21 закона «О благоустройстве населенных пунктов», которая предусматривает обязательное согласование подобных действий с сельскими, поселковыми и городскими радами.
Власти взялись за ум?
На днях рабочие местного коммунального предприятия спилили незаконно установленный заборчик на тротуаре. Это было совершено согласно решению городских властей. Решено демонтировать восемь временных сооружений, установленных с нарушением закона. Позже демонтировали мост, ведущий к могиле Ребе Нахмана.
Андрей Заславский убежден, что, если власть заставит всех действовать в рамках закона, то не будет больше оснований подозревать кого-либо в религиозных провокациях. Ныне он собирается встречаться с городскими властями чтобы договориться о строительстве согласованного моста, поскольку часть хасидов не может идти к могиле святого по земле — им не позволяет их вероучение.