Процесс децентрализации в Украине ставят под серьёзный удар сами же реформаторы. Желая максимально уберечь своё детище от опасностей, они изолируют его от всего остального общества. С одной стороны, децентрализаторы борются против того, чтобы украинцы вообще получали информацию об ошибках, просчётах, конфликтах, недостатках, провалах и упущениях в рамках децентрализации. С другой стороны, все усилия реформаторов сейчас сконцентрированы лишь на 169 новообразованных громадах, а более 90% остальной Украины оставлены без внимания. В таких условиях важнейшая для страны реформа очень скоро станет вещью в себе — нежизнеспособной и мало кому интересной.
Децентрализация — передача власти, ресурсов и ответственности в регионы — одна из крайне немногих реформ, имеющих сегодня и полезный для общества результат, и ощутимую перспективу на будущее. Новые объединённые громады — это реальный факт (159 образовано в 2015 г. и еще 10 — в 2016 г.). Их возросшие финансовые ресурсы, улучшенная манёвренность с распоряжением этими средствами и расширившиеся возможности по принятию самостоятельных решений — это тоже реальный факт. Громады живут и развиваются — даже в условиях скудного и несовершенного законодательного поля, а также вопреки многим сложностям и проблемам. И это тоже факт.
По своей сути процесс децентрализации невероятно важен для нашего общества. Во всяком случае, этот процесс уже сейчас создал возможности для всех украинцев, чтобы те брали в свои руки ситуацию в своих же родных регионах и сами там проводили реформы — без оглядки на центральную власть (см. статью «Вся власть — украинцам»).
Но у людей, двигающих ныне децентрализацию в Украине, есть две важнейшие задачи, провал каждой из которых способен быстро похоронить все их реформаторские начинания. Во-первых, им нужно во что бы то ни стало доказать жизнеспособность новых громад, которые по своим силе и потенциалу существенно разнятся друг от друга. Во-вторых, новые громады — лишь менее десятой части всей Украины. А оставшиеся более 90% нашей страны отзывается на децентрализацию всё меньше и меньше. Как стало известно «i» на прошлой неделе, сами реформаторы убеждены, что вторая волна создания объединённый громад будет гораздо слабее первой. А о третьей и думать сейчас нет резона.
Чтобы децентрализация выстрелила и точка необратимости реформы была пройдена, обе эти задачи нужно решать одновременно и в неразрывной связке друг с другом. Ведь может начаться большой перекос в развитии, если новые громады слишком долго будут существовать параллельно со старой структурой местного самоуправления. Это, в свою очередь, может привести к деградации очень многих украинских территорий, не ставших громадами нового образца.
Всё это понимают и реформаторы. Но при этом сегодня в стане децентрализаторов принято решение сосредоточиться исключительно на становлении и развитии новых громад — таковой будет региональная политика в течение всего 2016 г. Решение же второй задачи откладывается на неопределённый срок. Вернее, во главу угла ставится предположение, что остальные регионы Украины потянутся за лидерами, когда увидят их реальные результаты и новые возможности. На это предположение сделаны максимальные ставки — никакого альтернативного плана сегодня нет. Именно поэтому реформаторов даже не особо тревожит тот факт, что в 2015 г. менее чем за год появилось 159 громад, а за первые четыре месяца 2016 г. — лишь десять.
Со всего этого и начались заметные и усугубляющиеся перегибы в процессе децентрализации, ставящие под угрозу все его промежуточные достижения. Перегиб номер один — информационная политика децентрализаторов, направленная на однобоко-позитивное освещение данной реформы. Реформаторы убеждены, что СМИ должны писать позитив об их реформе. И делают всё от себя зависящее, чтобы это именно так и происходило. В конечном итоге это привело к появлению стереотипа, что журналист, пишущий о данной реформе позитив, — это хороший журналист. А журналист, не пишущий о данной реформе позитив, — это плохой журналист из «олигархических СМИ» и чуть ли не изменник Родины.
Но журналист не пишет о позитиве — это вообще не его работа. Он точно так же не пишет и о негативе. Он пишет о том, что он реально видит своими собственными глазами и на основании имеющихся у него данных. Журналист пишет о реальности такой, какой она есть. А проблемы, ошибки, перегибы, провалы, недостатки, конфликты, просчёты — это органичная часть реальности, в том числе и процесса децентрализации. И писать обо всём этом — ключевая функция журналиста в обществе.
Тем не менее, искажённое видение работы журналиста активно транслируется в регионы. Как следствие, лидеры новых громад, доверяющие децентрализаторам и имеющие мало опыта общения с журналистами, тоже начинают придерживаться такого же мнения. Это уже вызрело в опаснейший для всего нашего общества нарыв. Если журналист приедет в громаду и будет просто делать свою работу, а не писать позитив, то он автоматически станет плохим журналистом.
Это — противоестественный, но, к сожалению, реальный мировоззренческий конфликт. Который приводит лишь к тому, что конструктивно настроенные журналисты неизбежно отбрасываются от освещения процесса децентрализации. Ведь никто же не объясняет лидерам громад, что журналист, пишущий о позитиве — это агитатор, пиарщик, пропагандист и т. д. Но никак не журналист.
Всё это уже сейчас приводит к тому, что общество получает всё более однобокое освещение того, что происходит в громадах и в процессе децентрализации. И ничего, кроме недоверия к процессу децентрализации, это за собой не повлечёт. А недоверие наповал убивает любую реформу — люди такую реформу ни за что не поддержат. Ведь любой здравомыслящий человек понимает, что жизнь — это взаимодействие позитива и негатива. А когда негатив прячут и выпячивают позитив, это ой как настораживает. Ну и как это, в свою очередь, может вдохновить и воодушевить другие регионы нашей страны на создание всё новых и новых объединённых громад?
Теперь о перегибе децентрализаторов номер два. Как уже говорилось выше, становление громад и проблему инертности подавляющего большинства остальных регионов можно решить только одновременно и в плотной связке. В нашей стране никто и никогда не будет тянуться за лидером — у нас лидер всегда увлекает за собой всех остальных. Именно поэтому не даст совершенно никакого эффекта, если все силы будут направлены на формирование и развитие новых громад, а остальные регионы будут брошены на произвол судьбы.
Украина сегодня — это лишь в крайней малой степени 169 громад. В гораздо большей мере Украина — это те более 90% регионов, которые ещё не стали громадами и в текущих раскладах с очень большой вероятностью никогда ими и не станут. И это — при всём уважении к уже существующим громадам.
Тотальная забота о громадах и снятие фокуса внимания с остальных украинских территорий приведёт лишь к тому, что первые превратятся в замкнутый элитный мирок, всё более отдаляющийся от остальной Украины. Напряжение в обществе усилится, равно как усилятся непонимание, злоба, обиды, ненависть в сердцах украинцев. В итоге от этого в выигрыше не останется никто, а и без того проблемная атмосфера в нашем обществе лишь ухудшится.
Новым громадам нужно самим выходить в соседние регионы и вовлекать тамошних людей в процесс обустройства своей жизни своими собственными руками. И делать это нужно прямо здесь и сейчас — не отходя от кассы. Не нужно убеждать, принуждать, заставлять — нужно именно увлекать, вдохновлять и воодушевлять. Пусть соседние регионы и без формирования своих громад ощутят свою полную причастность к масштабной реформе. У новых громад есть такой потенциал — во главе многих из них стоят люди с мощными лидерскими качествами. И такие люди способны на огромные свершения, если только не станут ограничивать своё мировоззрение лишь своей собственной громадой.
В таких условиях сразу отпадёт сама идея однобокой информационной политики. Чтобы увлечь людей в менее активных регионах, лидерам громад нужно раскрываться на полную катушку и без утайки демонстрировать все сложности, проблемы и ошибки, через который они в данный момент проходят. И всеми силами привлекать другие регионы к их решениям. А не строить из себя непобедимых супергероев без изъянов и недостатков, в существование которых в Украине всё равно никто и никогда не поверит.
Громады прямо здесь и сейчас начинают вести за собой остальные регионы — вот рецепт для того, чтобы одновременно решать и задачу по развитию уже существующих громад, и задачу по вовлечению в децентрализационный процесс других территорий Украины. Для всего этого децентрализаторам достаточно лишь снять с себя те странные розовые очки, сквозь которые им повсюду видятся лишь угрозы, враги, недруги и предатели. Чем меньше ищешь врагов, тем больше у тебя появляется друзей.