Уинстон Черчилль в свое время заметил, что большое государство, как и большой пирог, легче всего надкусывать по краям. Безусловно, это высказывание актуально и для Украины послереволюционного периода, в условиях продолжающейся гибридной войны. Речь о Ровно, Ужгороде и Харькове.
Ровно
Одной из болевых точек является город Ровно и область в целом. Здесь 10 мая была пресечена попытка провести митинг сепаратистов под лозунгами «Ровенская Республика» и «Янтарь — достояние Ровенской Народной Республики». Митинг не состоялся, так как после того, как участники собрались под зданием Ровенской областной государственной администрации, их разогнали правоохранители и местные активисты. По факту посягательства на территориальную целостность Украины СБУ возбудило уголовное дело.
Глава СБУ Василий Грицак заявил, что к организации митинга причастен бывший премьер Николай Азаров. Также прозвучали заявления о причастности к делу российских заказчиков.
Данный регион уже давно вызывает определенное беспокойство. Прежде всего, это связано с нелегальной добычей янтаря. Попытки взять её под контроль вызывают дополнительные проблемы и поводы для дестабилизации. Янтарный бизнес уже давно сросся с местными криминальными структурами и крышуется представителями властей.
Из региона уже не впервые приходят беспокойные вести. 1 апреля более 200 копателей янтаря вблизи села Бельская Воля разобрали мост и заблокировали дорогу полиции. 17 марта прошлого года губернатор попросил министра внутренних дел Авакова ввести в область подразделения Нацгвардии, так как полиция не справляется с ситуацией. А еще раньше, в 2015-м, были проблемы с перекрытием копателями трассы Киев-Варшава и массовые выступления в связи арестом копателей в Дубровицах Ровенской области. Тогда копателей пришлось освободить, а прибывший на место командир батальона Киев-1 и депутат ВР Евгений Дейдей даже констатировал, что «Украина в шаге от нового фронта».
В социальных сетях работают боты, распространяющие призывы об отсоединении от Украины. В основе — предложения «не делиться прибылью от продажи янтаря с Киевом» и возможностью «присоединиться к Польше» и получать зарплаты на уровне 1500-2000 злотых, «как в Польше». Таким образом, провокаторы используют потенциально наиболее популярные лозунги, учитывая положение в области, социальную и экономическую нестабильность.
Наряду с этим завязанный вокруг региона волынско-полесский узел дает возможность враждебным по отношению к Украине силам действовать еще и по линии дестабилизации польско-украинских отношений. Здесь играет роль и близость региона к Польше, и использование лозунгов «получения польских зарплат» и «присоединения к Польше», и наличие польской диаспоры в регионе Восточной Волыни, и нахождение региона прямо на стратегических путях, связывающих Украину с Польшей, и атака на консульство в Ровно. Благодаря этому Украина может потерять своего западного партнера и получить напряжение уже и на западной границе. Таким образов удар здесь, в районе Ровенщины, может оказаться особенно болезненным и разрушительным.
Закарпатье
Следующей болевой точкой Украины является Закарпатская область. Как и в случае с Ровенщиной, разгул криминального бизнеса, в данном случае — контрабандистов, а также удаленность региона от центра играют на руку потенциальным поджигателям. Неслучайно именно сюда был переведен «кризисный» губернатор Геннадий Москаль, ранее возглавлявший «военную» Луганскую область. Ситуация в области действительно вызывает закономерные опасения и в будущем, при определенном развитии событий и, если не будут приняты меры, может принести крайне неприятные сюрпризы.
На руку потенциальным подрывным элементам работает география — область отделена от остальной Украины Карпатскими горами. Как следствие, своевременное перекрытие горных перевалов ограниченными силами диверсантов может воспрепятствовать переброске сил в область в случае возникновения кризиса. Небольшие группы диверсионных сил (по предположениям эксперта Центра изучения повстанческих движений — примерно рота), сможет полностью оторвать область от Украины.
Учитывая сопутствующие мероприятия таких операций, примеры которых мы могли видеть на Донбассе и в Крыму, а именно использование агентуры, парализация действий органов власти и силовиков, пропаганду и информационно-психологические операции, создание массового дестабилизирующего движения, захват административных зданий и провоцирование массовых беспорядков — ситуация может приобрести действительно крайне угрожающий характер.
Главным фактором дестабилизации здесь может сыграть «русинская карта» и тезис об отдельности проживающего на Закарпатье населения от украинцев. Именно над этим уже продолжительное время работает кремлевская пропаганда.
К организационным мероприятиям стоит отнести проведенные в конце прошлого года почти в одно время Мукачеве и в Москве «Съездов русинов». Московский съезд возглавил самопровзглашенный премьер-министр Закарпатья Гецко, бывший на нем председателем. Вместе с ним в «Съезде русинов в РФ» приняли другие прокремлевские активисты — Фролов, Миронов и Бушуев. В свою очередь, мукачевский «Съезд русинов» возглавил бывший министр иностранных дел времен Януковича — Леонид Кожара. Оба съезда презентовали себя как представителей не только русинского народа, но и всего Закарпаться, требуя для него территориальной автономии.
Наряду с этим функционирует «Закарпатское народное объединение СубКарпатия», возглавляемое бизнесменом, генеральным директором производственно-коммерческой корпорации «Редия» Николаем Бураком. Данное объединение еще в 2009 г. обращалось в Закарпатский административный окружной суд с иском о признании противоправной бездеятельности Закарпатского областного совета и Закарпатской областной госадминистрации по имлементации общеобластного референдума от 1 декабря 1991 г.
В целом на Закарпатье деструктивные силы пытаются действовать в основном не столько через разнообразные криминальные структуры, сколько через автономистские организации, которые работают с легитимном поле и пытаются добиться усиление сепаратистских тенденций в регионе.
С этим же связан еще один фактор — работа прокремлевских сил с венгерскими организациями. Кремль давно налаживает отношения с венгерскими националистами — как в самой Венгрии, так и на территории Закарпатья. Этим же занимаются и прокремлевские автономисткие организации.
Цель Кремля, в данном случае — не столько поставить его на путь присоединения к «русскому миру», сколько максимально дестабилизировать ситуацию, создать такое положение вещей, когда малейший кризис приведет не только к нестабильности в регионе, но и к напряжению в отношениях с западными соседями, в данном случае — с Венгрией. Именно поэтому еще один костер, хворост для которого тщательно собирают прокремлевские силы, раскладывают именно на Закарпатье.
Харьков
Особое место на карте «болевых точек» Украины занимает первая столица УССР. Харьков всегда был в зоне непосредственной угрозы со стороны РФ, еще с самого начала «русской весны». Уже тогда пророссийские активисты попробовали устроить в Харькове «Харьковскую Народную Республику». Харьков должен был стать крупнейшим городом так называемой «Большой Новороссии» — проекта, от которого впоследствии кремлевским товарищам пришлось временно отказаться. Имели место штурмы и захват Харьковской госадминистрации, массовые столкновения с раненными и убитыми. Был замечен на харьковских улицах ныне покойный Моторола и другие деятели будущих ДЛНР.
В итоге проект ХНР удалось ликвидировать — благодаря своевременному применению подразделений МВД, активному участию проукраинских гражданских активистов и компромисса между центральной властью и местными харьковскими элитами, которые в итоге решили, что в очередной «народной республике» жить не хотят. За это местные элиты, в свою очередь, получили неприкосновенность при новой власти.
В Харькове, во многом, были учтены уроки, полученные на Донбассе — там «народные республики» смогли состояться во многом именно благодаря попустительству местных элит и бездействию правоохранительных органов. Свое влияние оказало также покушение на мэра Харькова Кернеса, осуществленное 28 апреля 2014 г., ознаменовавшее уже состоявшийся окончательный развод между местными властями и адептами «Новороссии» в Харькове. Наряду с этим сыграла свою роль своевременная переброска и решительное использование сил МВД, в первую очередь полка особого назначения МВД «Ягуар», бойцы которого осуществили освобождение Харьковской ОГА от пророссийских активистов.
Дальнейшие действия властей были направлены на сохранение стабильной ситуации в городе, для чего был принят целый ряд мер. Это касается и усиления правоохранительных органов, и социальных мероприятий (например, первоочередная выдача разнообразных выплат бюджетникам, даже раньше Киева), а также договоренности с местными представителями властей. В итоге центральная власть и «харьковские» договорились, Кернес остался мэром, а Харьков — украинским городом.
К дестабилизирующим факторам здесь необходимо отнести близость к границе с РФ. Еще во время противостояния в Харькове времен начала «русской весны» отмечалось участие значительного количества активистов из России, в частности — из соседнего Белгорода. Безусловно, в случае дестабилизации ситуации кремлевские агенты вновь используют эту карту.
Кроме того, угрозой стабильности может стать наплыв беженцев из ДНР-ЛНР. Среди них есть люди, часто недовольные Украиной и пророссийски настроенные, однако не желающие жить в российских прокси-республиках. Наряду с большим количеством люмпен-пролетариата в Харькове, характеризующем каждый крупный город, подобный «коктейль» может стать хорошей питательной средой для действий прокремлевской агентуры. Не вызывает доверия и безусловная лояльность местных элит, пока сумевших договориться центром. Таким образом, здесь мы можем видеть еще один пример потенциального «костра», который, как можно ожидать, попытается разжечь Кремль.
Автор: Денис Москалик