Украинские депутаты не хотят разрабатывать и принимать законы в рамках правовых стандартов Европейского Союза (ЕС) – такое положение дел сегодня реально зафиксировано в Верховной раде (ВР). И с чего бы парламентариям этого хотеть, если любая власть в Украине всегда считала законы лишь инструментом по достижению своих собственных выгод и интересов. Самое время пересмотреть ключевые и уже опасные для нас иллюзии – что законы способны определять погоду в нашем обществе, а правовые нормы ЕС приведут нас к светлому будущему.
Парламентская экспертная группа по евроинтеграции за несколько месяцев своей работы выявила, что законопроекты, идущие через ВР, в подавляющем своём большинстве не учитывают правовые нормы ЕС. И это при том, как подчёркивают участники этой группы, что Украина взяла курс на евроинтеграцию и, более того, обязалась в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС (СА) имплементировать в своё национальное законодательство сотни европейский нормативно-правовых актов.
Напомним, что речь идёт об экспертной группе, сотрудничающей в рамках законодательного процесса с парламентским комитетом по евроинтеграции.
Как разъяснил первый замглавы данного комитета Остап Семерак (Народный фронт), в данную группу вошли 15 экспертов, являющихся специалистами в области законодательства ЕС и прошедших специальных отбор. «Эта экспертная группа даёт оценку законопроектам, находящимся на рассмотрении нашего комитета, на предмет их соответствия праву ЕС. Группа работает независимо от комитета, и за четыре месяца работа она передала в комитет 180 своих выводов. Первая часть из них уже рассмотрена, одобрена и имеет политико-юридический статус уже как выводы комитета», – рассказал господин Семерак.
Но в первую очередь любопытны реальные факты законодательной деятельности ВР, выявленные участниками экспертной группы. Так, один из координаторов группы Денис Черников подчеркнул, что только в 10% из проанализированных экспертами законопроектов авторы в той или иной мере ссылаются на законодательство ЕС.
«Сегодня в парламенте рассматривается 2350 законопроектов, из которых в течение этого года президентом рассмотрено и подписано 264 закона. Таким образом, эффективность работы ВР – всего 11%. При этом 90% законопроектов, подаваемых в парламент, касаются изменений в действующее законодательство. Т. е. законы принимаются для того, чтобы через 3-5 лет изменить их суть. Это аж никак не соответствует европейской практике», – сетует господин Черников. Он также высказал опасение, что в таких условиях законопроекты, направленные на реализацию СА, точно так же рискуют быть изменёнными или принципиально дополненными через несколько лет.
Красноречивым выглядит и другой факт законодательной работы в Верховной Раде, с которым столкнулась экспертная группа. Так, из упомянутых выше 2350 законопроектов 1 тыс. касается экономических и отраслевых вопросов (льготы, дотации и другие вопросы, касающиеся экономического и социального развития), 250 законопроектов касаются внесения изменений в налоговый кодекс, а 150 законопроектов – изменений в бюджетный кодекс. Таким образом, все эти вопросы составляют 60% от суммарного числа законодательных инициатив в парламенте и без обиняков свидетельствуют о главных точках интересов народных избранников.
Член экспертной группы Татьяна Ананина также отметила, что качество проанализированных законопроектов – не такое, какое должно быть в государстве, ключевым приоритетом внешней политики которого является евроинтеграция. По её мнению, негативно влияет на эту ситуацию и тот факт, что заключения парламентского комитета по евроинтеграции на предмет соответствия законопроектов праву ЕС имеют лишь необязательный, рекомендационный характер.
В комитете ВР по евроинтеграции пытаются с этим что-то сделать – в том числе через законопроект №2046а, направленный на усиление роли проверки законопроектов на предмет их соответствия праву ЕС в парламентском законотворческом процессе. Но пока документ уже несколько месяцев остаётся без движения.
Тем не менее, сами факты законодательной работы ВР, выявленные парламентской экспертной группой по евроинтеграции, требуют перестать смотреть на ситуацию в украинском обществе через призму крайне популярных шаблонов. Вот, к примеру, шаблон номер один: через законы можно урегулировать ситуацию в украинском обществе и создать тут европейские правила игры. Это уже настойчивое требование современности – снять главный фокус внимания с законов. Законы имеют силу в нашей стране только тогда, когда они выгодны власти. Если они власти не выгодны – никакие законы работать не будут. И даже у ЕС и США не получается с этим что-то внятное сделать – при мощнейшем присутствии западных демократий в политике нашего государства последних лет.
Или вот шаблон номер два: установление европейских правил игры спасёт Украину. Европейские правила игры работают только на базе менталитета западных стран. В Украине – другой и даже контрарный менталитет по отношению к Европе. Нас нельзя принудить поставить закон на высшее место в нашей ценностной иерархии. Для нас на первом месте будет только внутреннее ощущение справедливости, которое всегда превыше любого закона.
Именно поэтому внутренний мир большинства украинцев естественным образом противится безусловному выполнению законодательных ограничений. Нам нужны правила игры, которые бы соответствовали менталитету нашего общества и были бы выстроены на основе нашего менталитета. Но об этом сегодня вообще никто не говорит во властной элите.