Отставка директора ФБР Джеймса Коми из сенсации переросла в кризис. Он развился после того, как президент Дональд Трамп был обвинен в раскрытии государственной тайны во время встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Ситуация ухудшилась из-за заявления Трампа, которые противоречили заявлениям чиновников и пресс-службы его администрации.
CNN со ссылкой на неназванные источники в Белом доме говорит, что юристы администрации Трампа начали на прошлой неделе изучать процедуру импичмента, чтобы парировать возможные попытки устранить Трампа из офиса. Неназванная официальное лицо в Белом доме говорит, что это неправда. CNN отмечает, что даже оппоненты Трампа из Демократической партии говорят об этом осторожно, дескать, еще рано.
Заявления Дональда Трампа и заместителя Генпрокурора Рода Розенштейна по поводу отстранения от должности директора ФБР Джеймса Коми противоречили друг другу. Розенштейн написал мемо президенту с предложением отставки Коми из-за нарушения им фундаментальных принципов ФБР при расследовании дела, связанного с электронной почтой бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, которая была соперником Трампа на выборах 2016 г.
Трамп же заявил в интервью телеканалу NBC, что он решил освободить Коми безотносительно от рекомендаций Розенштейна. Он возразил, что дело связано с расследованием связей команды Трампа с россиянами во время президентских выборов в прошлом году, но при этом долго обсуждал с журналистом именно этот аспект.
Дело электронной почты Клинтон заключалась в том, что она пользовалась не государственной, а частной электронной почтой, что является нарушением установленных правил. Действия директора ФБР Джеймса Коми были противоречивыми. ФБР под его руководством начало расследование, но через несколько дней, 5 июля 2016 г., он заявил публично, что закрывает дело и оставляет без наказания. Тогда сторонники Клинтон поддержали его. Однако, за 11 дней до выборов Коми вдруг публично заявил, что расследование восстанавливается. На этот раз сторонники Клинтон раскритиковали его, а сама она после своего поражения назвала заявление Коми повернувшим выборы в пользу Трампа.
Розенштейн в своем мемо для Трампа написал, что Коми присвоил полномочия Генпрокурора. «Делать такие заявления не является функцией директора ФБР, — говорится в мемо. — Все, что он может сказать: ФБР завершило расследование и передает его результаты федеральным прокурорам». По мнению Розенштейна, Коми нарушил еще один многолетний принцип: «Мы не даем пресс-конференций, чтобы распространить компрометирующую информацию о предмете расследования». Розенштейн сделал вывод, что за прошлый год репутации ФБР и доверию к этой службе был нанесен существенный вред.
Одна за самых влиятельных демократов сенатор Диана Фейнштейн написала в ФБ, что она ждала вклада в мемо агентов и сотрудников, которые работали с Коми, однако документ предоставляет многозначительный анализ, и читается как политический документ — такая оценка типична для демократов. Однопартийцы Трампа республиканцы разделились в оценках отставки Коми. Таким образом, этот шаг потерпел больше критики, чем поддержки в политическом истеблишменте.
Сам Коми заявил, что Трамп оказывал давление на него во время совместного обеда в Белом доме через неделю после инаугурации, требуя от него лояльности. Коми отказался. Трамп ответил на обвинения Коми твитом, намекнув на то, что их разговор записывался.
Журналисты сразу провели аналогию с Ричардом Никсоном, который ушел в отставку в результате Уотергейтского скандала. Составной частью этого скандала были записи разговоров Никсона с посетителями Белого дома, которые велись без ведома и без согласия этих посетителей. Появились публикации с правовым анализом возможных фактов записи посетителей Белого дома. В них отмечается, что нет законов, запрещающих президенту США это делать. Однако, вызывает возражения этической стороне вопроса.
Еще одно противоречие между Трампом и его подчиненными случилась после того, как Род Розенштейн назначил специального прокурора по расследованию связей команды Трампа с россиянами Роберта Мюллера. Белый дом выпустил заявление, в котором одобрил этот шаг. Но Республиканцы и демократы фактически единодушно приветствовали назначение Мюллера. Однако, Дональд Трамп написал твит, которыми выразил недовольство этим шагом, заявив, что это крупнейшая в истории охота на ведьм.
На следующий день The Washington Post со ссылкой на анонимные источники опубликовала информацию, что Трамп во время встречи в Белом доме с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и послом РФ в Вашингтоне Сергеем Кисляком озвучил им секретные данные. Газета писала, что Трамп назвал город под контролем ИГИЛ, откуда эта информация была получена. Был сделан вывод, что эти данные могут угрожать разоблачением американском источнику в ИГИЛ.
Советник по национальной безопасности Герберт МакМастер, который принимал участие во встрече и который еще до вступления в должность публично называл Россию угрозой номер один для США, назвал эту информацию фальшивкой. Он сказал, что во время разговора не обсуждались источники спецслужб, или методы сбора информации, которые ранее не были известны.
Однако Трамп опять написал твит, который противоречил заявлению МакМастера: «Как президент, я хотел поделиться с россиянами (на запланированной и открытой встрече в Белом доме), что я имел абсолютное право сделать, фактами, связанные с терроризмом и безопасностью авиационных полетов».
Президент РФ Владимир Путин предложил предоставить запись беседы, который делал специальный человек. «Если администрация США сочтет нужным, то мы готовы предоставить запись разговора между Трампом и Лавровым сенату и конгрессу», — сказал он. Конечно, такое заявление президента России, в связях с которым подозревают Трампа, отнюдь не добавила доверия к президенту США в его стране.
На следующий день произошел еще один скандал. The New-York Time сообщила, что ее источники в Белом доме озвучили итоговый документ по результатам встречи Трампа с Лавровым. Согласно этому документу, Трамп называл Коми сумасшедшим работоголиком. «Я только что уволил шефа ФБР, — сказал Трамп, согласно источникам газеты. — Он был сумасшедший. Реальный работоголик. Я испытывал огромное давление в связи с Россией. Теперь это закончилось».
The New-York Times не привели фактов, подтверждающих информацию от The Washington Post, опубликованную накануне, о том, что Трамп выдал секретную информацию россиянам.
На первый взгляд, кризис приостановился, ведь все внимание теперь приковано к визиту Трампа на Ближний Восток и Израиль. Но в конгрессе звучат голоса с требованием предоставить документы от американских газет для расследования.
Reuters опубликовал результаты изучения общественного мнения в США. Большинство американцев поддерживают идею независимого расследования связей команды Трампа с Россией. Опрос прошел 10-14 мая, после того, как Трамп отправил в отставку директора ФБР Джеймса Коми. Согласно результатам, 59% американцев согласились с тем, что «Конгрессу следует начать независимое расследование по делу связей между российским правительством и кампанией Трампа во время выборов 2016 г.». В феврале сторонников этой идеи было 54%.
Скандал вокруг связей команды Трампа с россиянами продолжается с тех пор, когда в прессе появилось досье бывшего британского разведчика, в котором он ссылается на анонимные источники в России и доказывает, что Трамп и его команда имели тесные деловые связи. Он также убежден, что у россиян имеется компромат на Трампа, что заставляет его демонстрировать лояльность к Кремлю.
Трамп опровергает такие обвинения. В частности, он не изменил позицию США по Украине, в чем его подозревали ранее. Его администрация продолжает настаивать на выводе российских войск из Донбасса и возвращении Крыма Украине.
Вероятно, точку может поставить в этих обвинениях вновь специальный прокурор Роберт Мюллер, который имеет авторитет как среди республиканцев, так и среди демократов. Его авторитет будет способствовать выяснению истины в этом деле.