Политика

Поможет ли Крымская платформа Украине вернуть оккупированный Россией полуостров?

23 августа в Киеве состоится учредительный саммит "Крымская платформа" - международной инициативы по деоккупации полуострова, которая соберет более 40 иностранных участников. Кто присоединится к этому проекту, как отреагировал на форум Кремль и способна ли эта платформа вернуть оккупированный Россией украинский Крым?

Как информируют Экономические новости, на эти вопросы пытается найти ответы Euromaidan Press.

Что такое Крымская платформа?

23 августа, накануне 30-й годовщины Независимости Украины, в Киеве состоится учредительный саммит Крымской платформы. Этот новый международный консультативный и координационный формат по деоккупации полуострова соберет 40 иностранных делегаций во главе с президентами, премьер-министрами, главами парламентов, министрами иностранных дел и руководителями международных организаций. По итогам саммита будет составлена совместная Декларация, открытая для подписания и после мероприятия.

Эта дипломатическая инициатива будет действовать регулярно до тех пор, пока полуостров не будет возвращен Украине. Дальнейшая перспектива проведения этого саммита еще не определена. Возможно, это будет даже площадка высокого уровня в рамках Организации Объединенных Наций, заявила первый заместитель министра иностранных дел Эмине Джапарова.

Идея Крымской платформы была впервые озвучена в сентябре 2020 года президентом Украины Владимиром Зеленским на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он предложил международному сообществу присоединиться к созданию Крымской платформы для деоккупации полуострова и защиты прав крымчан.

А в марте следующего года Зеленский своим приказом утвердил Стратегию деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. Решение предусматривало создание организационного комитета по проведению учредительного саммита Крымской платформы под председательством Дмитрия Кулебы, министра иностранных дел Украины.

Официальная часть саммита “Крымской платформы” откроется исполнением песни “1944” Джамалы, украинской певицы крымскотатарского происхождения. Это произведение, принесшее ей триумф на конкурсе “Евровидение-2016” в Стокгольме, повествует о сталинской массовой депортации крымскотатарского народа с полуострова в 1944 году.

“Для нас было принципиально важно, чтобы каждый участник саммита, от президента до эксперта, не только услышал, но и пережил определенные вещи. И это можно достичь через язык культуры, язык, художественные и интерактивные аспекты”, – отметила Джапарова.

Цели и задачи Крымской платформы

В 2014 году Генеральная Ассамблея ООН 100 голосами приняла резолюцию о непризнании аннексии Крыма. С тех пор международное сообщество последовательно осуждало агрессию России на полуострове. Однако со временем этот вопрос, похоже, исчезает из международной повестки дня.

В то время как для оккупированного Россией Донбасса действуют две международные платформы (Трехсторонняя контактная группа по урегулированию конфликта на Донбассе и Нормандский формат), для Крыма за семь лет аннексии Кремлем не было создано ни одного подобного форума.

Крымская платформа сделает полуостров вновь объектом внимания и будет способствовать его мирной деоккупации.

Как анонсировал Кулеба на всеукраинском форуме “Украина 30” в прошлом месяце, саммит будет сосредоточен на четырех ключевых направлениях:

– непризнание российской аннексии Крыма;

– милитаризация Азово-Черноморского региона;

– реинтеграция Крыма на основе прав человека и устойчивого развития;

– восстановление прав крымскотатарского народа.

С этой целью, как объявила Эмине Джапарова, Крымская платформа будет и далее фокусироваться на пяти ключевых направлениях работы:

1. закрепление на международном уровне политики недопущения признания любых изменений в статусе временно оккупированной Автономной Республики Крым и города Севастополя;

2. мониторинг и анализ эффективности санкций, разработка предложений по усилению санкций и предотвращению путей их обхода;

3. защита прав человека и международного гуманитарного права;

4. обеспечение безопасности в Азово-Черноморском регионе и за его пределами, защита свободы судоходства;

5. преодоление негативных экологических и экономических последствий оккупации.




Отдельным аспектом работы платформы станет вопрос о политических заключенных Кремля. С 2014 года российские оккупационные власти настойчиво пытаются заставить замолчать крымских диссидентов, среди которых религиозные деятели, журналисты и активисты.

Крымские татары, которые оказывают всеобъемлющее мирное сопротивление оккупации, несут основную тяжесть репрессий.

Подконтрольные России карательные суды фабрикуют против них фальсифицированные уголовные дела. И только гласность спасает политзаключенных от пыток и смерти в российских застенках. Таким образом, Крымская платформа стремится пролить свет на истории крымских узников Кремля.

Какие государства примут участие в Саммите Крымской платформы?

По состоянию на 13 августа 2021 года около 40 государств и международных организаций подтвердили свое участие в Саммите – беспрецедентном для Украины международном событии с точки зрения количества иностранных участников.

Список государств пока не обнародован. Тем не менее, известно о согласии Великобритании, Канады, Эстонии, Литвы, Молдовы, Турции, Франции, Нидерландов принять участие в Саммите. В мероприятии также примут участие президенты Польши, Латвии, Словакии, Европейского Совета и Генеральный секретарь Совета Европы. США будут представлены министром транспорта Питером Баттиджигом. От имени ЕС к работе присоединится Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Крымская платформа объединит усилия на четырех уровнях – глав государств, министров иностранных дел, парламентов и экспертов. Около 180 экспертов из 33 государств планируют присоединиться к независимой экспертной сети ” Крымская платформа”.

Объединяя представителей украинских и зарубежных НПО, аналитических центров и правозащитников, экспертная сеть призвана анализировать ситуацию на полуострове, в Черном и Азовском морях и вырабатывать предложения по рабочим направлениям Крымской платформы.

Учредительный форум экспертной сети, посвященный ее будущей деятельности, состоялся 6 августа 2021 года в Киеве. На мероприятии Эмине Джапарова подчеркнула, что роль экспертной сети в Крымской платформе является, пожалуй, одной из самых важных в этом процессе.

На учредительном форуме рабочие группы Сети представили свои идеи и предложения по следующим семи направлениям:

– Политика непризнания и санкции;

– Права человека и международное гуманитарное право;

– Безопасность;

– Экономика и экология;

– Культура и наследие Крыма;

– Гуманитарная политика;

– Восстановление прав коренных народов.

По мнению Юлии Каздобиной, руководителя Украинского фонда исследований проблем безопасности и эксперта Сети, одной из ключевых задач платформы будет поиск путей влияния на Кремль, поскольку “ключ к освобождению Крыма лежит не в Крыму, а в России”. Поэтому, по ее мнению, эксперты должны работать над осмыслением политических тенденций в России, а также глобальных событий.

Это поможет деоккупации Крыма, для чего существует два пути – “санкционный” и “вооруженный”, утверждает руководитель Института черноморских стратегических исследований Андрей Клименко.

“Те, кто не вводит санкции, объективно способствуют локальной или серии локальных войн, которые перерастут в новый глобальный конфликт”, – говорит он.

Он также выражает обеспокоенность тем, что с 2014 года количество государств, поддерживающих санкционную политику против России, уменьшилось: в марте 2014 года за первую резолюцию ГА ООН о санкциях в связи с аннексией Крыма проголосовали 100 стран, а в Платформе “Крым” примут участие только 40 государств и организаций.

Михаил Гончар, президент Центра глобальных исследований “Стратегия XXI”, разделяет мысль Клименко о том, что миссия ” Крымской платформы” выходит за рамки возвращения полуострова в состав Украины. В частности, Гончар говорит о необходимости следовать принципам мира после Второй мировой войны:

“Не только европейский, но и мировой порядок достиг кульминации, и цель – вернуться к соблюдению норм международного права. Для этого необходимо заставить Россию, нарушителя, подчиниться международному праву. Одна из целей – активизировать санкционную политику, перейти от нынешнего уровня санкций – сдерживающих, но не останавливающих Россию – к качественно новому уровню санкционного давления”.

Реакция России на Крымскую платформу

15 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что “все усилия Киева вернуть Крым Украине нелегитимны и не могут восприниматься иначе, как угроза агрессии против двух регионов Российской Федерации [украинских территорий Автономной Республики Крым и города Севастополя]”.

В ответ на это заявление Дмитрий Кулеба сказал, что “нервная и даже истеричная реакция России на Крымскую платформу доказывает, что мы на правильном пути. Крым был, есть и будет Украиной”.

Россия не единожды предупреждала, что рассматривает участие иностранных государств в Крымской платформе как “недружественный шаг” и как “прямое посягательство на ее территориальную целостность”.

Идя дальше этих заявлений, Москва прибегает к угрозам и шантажу, чтобы не допустить присоединения других государств к Платформе, отметил Дмитрий Кулеба. Он добавил, что, по данным спецслужб Украины, Россия создала специальные группы, работающие на дискредитацию Крымской платформы и управляемые МИДом через дипломатические представительства.

Заместитель председателя подконтрольного Кремлю Совета министров Крыма и постоянный представитель Республики Крым при президенте России Георгий Мурадов заявил, что участников Крымской платформы ждут “пагубные последствия”, такие как арест активов и запрет на въезд на территорию Российской Федерации, поскольку они намерены “посягнуть на территориальную целостность России”.

Председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров заявил, что эти “прямые угрозы” и “ультиматум” не сработали, так как большинство приглашенных на форум сторон подтвердили свое участие в Платформе. Он также добавил: “Угроза Мурадова абсурдна и нелепа по сути, потому что никто не берется оспаривать территориальную целостность России в отношении Крыма – просто никто в цивилизованном мире не признает незаконную аннексию Крыма”.

Поскольку саммит “Крымской платформы” натолкнулся на упорное сопротивление Кремля, украинская сторона не видит смысла в участии России в этом мероприятии, сказала Джапарова.

Ранее Захарова отметила, что Москва присоединится к Платформе, если на ней будут обсуждаться вопросы возвращения воды и электричества в Крым и снятия Киевом торговой и водной блокады полуострова, которые являются “необсуждаемыми” для Украины.

Является ли давление России решающим или нет, станет ясно ближе к саммиту, говорит эксперт Института мировой политики Евгений Магда.

“Я полагаю, что сила влияния России значительна, и персональный состав представителей разных государств на саммите может быть ниже, чем ожидается в Киеве”, – добавляет он.

Мустафа Джемилев, ранее председатель Меджлиса крымскотатарского народа и депутат украинского парламента, надеется, что, несмотря на давление Кремля, найдется много государств, “чей моральный компас не сломался” и которые приедут на мероприятие.

Станет ли Крымская платформа эффективной?

Российские СМИ освещают Крымскую платформу как чисто дискуссионную площадку, обреченную на нулевой результат, сообщает Медиа-инициатива по правам человека. Но соответствует ли эта риторика действительности?

По мнению украинских экспертов, это будет зависеть от последующих механизмов деоккупации.

Важен не уровень участников, а уровень институционального потенциала.

Так, например, определяющим будет то, появятся ли позиции специальных посланников США, ЕС, Организации исламского сотрудничества, которые будут вести постоянные переговоры по реинтеграции Крыма. Будут ли предложены новые санкции против России, будет ли не только украинское правительство, но и международное сообщество искать новые механизмы поддержки украинских граждан в оккупированном Крыму”, – говорит Магда.

Сьюзан Стюарт, эксперт Немецкого института международных отношений и безопасности, считает, что возвращение Крыма – это весьма отдаленная перспектива, но Крымская платформа ценна тем, что она заложит основу для деоккупации полуострова. В частности, подчеркнет все правонарушения, которые совершила Россия.

Это мнение поддерживает Густав Грессель, старший научный сотрудник берлинского отделения Европейского совета по международным отношениям. Он утверждает, что Крым вернется в состав Украины только после смены власти в России: “В какой-то момент Россия может захотеть выйти из этой аферы вслед за Владимиром Путиным. Тогда для Украины было бы хорошо иметь достойную доказательную базу, касающуюся оккупационного режима и всех его нарушений. Через тридцать, сорок лет это будет иметь огромное значение”.

Важнейшей задачей “Крымской платформы” является постоянное включение вопроса об аннексии полуострова в международную повестку дня, поскольку Россия вкладывает значительные ресурсы в то, чтобы Крым был забыт. В этом отношении Крымская платформа является наступательной тактикой Украины, отмечает Джапарова.

“Мы заведомо не знаем, к чему это все приведет. Но мы не должны быть одиноким воином на этом поле боя”, – говорит она.

Крымская платформа – перспективная инициатива, и ее первые плоды на национальном треке говорят сами за себя: принята стратегия деоккупации Крыма, принят закон о коренных народах, упразднена единая экономическая зона с полуостровом.

Сейчас в офисе Постоянного представителя Президента Украины в Крыму работает фронт-офис Крымской платформы по координации соответствующей национальной политики.

Елена Каденко